МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление персоналом в сфере гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильРесторанно-гостиничная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление персоналом в сфере гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
Сформировать у студентов необходимый уровень знаний по изучению и анализу социально-экономических, мотивационных и ситуационных факторов поведения потребителей с целью его эффективного регулирования и оптимизации управления человеческими ресурсами. Систематизировать знания основ потребительского поведения как одной из составляющих сервисной деятельности. Задачи дисциплины:
-сформировать у студентов соответствующий понятийный аппарат;
-дать студентам представление о психологических основаниях потребительского поведения;
-раскрыть природу мотивации потребителей; закономерности поведения покупателя и принятия им решения о покупке;
-изучить и уметь осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения;
-изучить эффективные приемы и методы воздействий на поведение потребителей;
-оценить изменения реакций в поведении потребителей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен обеспечивать выполнение основных функций управления подразделениями организаций сферы гостеприимства и общественного питания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных понятиях курса;
- внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей;
- об основах потребительского поведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.• оперировать основными понятиями теоретического курса;
• выявлеть тенденции развития мирового и российского рынка;
• применять средства маркетинговых коммуникаций,
- выявлять природу мотивации потребителей, психологические особенности поведения покупателя и принятия решения о покупке;
• применять принципы построения поведенческих моделей;
• выявлять внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей.

уметь:
• выявлять отношение потребителей к продукту;
• разрабатывать соответствующую маркетинговую стратегию по оптимизации потребительского поведения;
• осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения;
• самостоятельно использовать полученные теоретические знания при анализе конкретных ситуаций в практике маркетинговой деятельности;
• применять теорию и практику поведения потребителей для разработки маркетинговой стратегии организаций,
• планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
• использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований поведения потребителей;
• анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; формировать и оценивать коммуникативную политику;
• уметь увязывать теоретические знания с прикладными задачами.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- эффективного воздействия на поведение потребителей;
- анализа социально-экономических факторов потребительского поведения;
- основных управленческих методов воздействия на потребительское поведение;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Изучение потребителей в системе маркетинга
1.1. Изучение потребителей в системе маркетинга. Лекции 7 6 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
1.2. Изучение потребителей в системе маркетинга. Практические 7 8 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 2. 2. Определение перспективного целевого рынка.
2.1. Определение перспективного целевого рынка. Лекции 7 6 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
2.2. Определение перспективного целевого рынка. Практические 7 8 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 3. 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей.
3.1. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. Лекции 7 6 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 4. 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей.
4.1. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 7 20 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 5. 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей.
5.1. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 7 20 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 6. 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей.
6.1. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. Практические 7 8 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
6.2. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 7 20 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 7. 7. Ресурсы потребителей.
7.1. Ресурсы потребителей. Практические 7 8 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
7.2. Ресурсы потребителей. Сам. работа 7 15 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 8. 8. Распространение инноваций
8.1. Распространение инноваций Практические 7 4 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
8.2. Распространение инноваций Сам. работа 7 20 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 9. 9. Процесс принятия решения о покупке.
9.1. Процесс принятия решения о покупке. Сам. работа 7 20 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 10. 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации.
10.1. Сущность и факторы покупательского поведения организации. Сам. работа 7 20 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
10.2. Экзамен 7 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. сущность поведения потребителей
2. процесс принятия потребительского решения и его факторы
3. факторы внешнего влияния на потребительское поведение
4. культурные ценности в потребительском поведении
5. социальная стратификация, понятие и определения
6. влияния референтных групп на потребительский выбор
7. семья и домохозяйства
8. внутренние факторы поведения потребителей
9. восприятия и обработка информации потребителем
10. методы обучения потребителей
11. мотивы поведения потребителей и их использования в маркетинговых коммуникациях
12. эмоции и их использование в маркетинге
13. персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей
14. знания и отношения
15. консъюмеризм. сущность и значение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. моделирование и использование культурной специфики потребителей продукта/услуги
2. разработка и использование методики социальной стратификации российского общества
3. эмоции в маркетинговой стратегии: анализ и использование
4. определение и использование ситуационных факторов в принятии покупательских решений
5. разработка предложений по интеграции работы с потребителями в систему стратегического управления компанией
Студенты готовят эссе по теме «Роль и значение предпринимательской деятельности в России в социокультурном сервисе и туризме: современное состояние, проблемы». Подготовить эссе на тему «Роль, значение и проблемы СКСиТ в экономике страны, региона. Подготовьте эссе на тему: «Состояние сферы СКСиТ и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студент твёрдо знает программный материал, системно и грамотно излагает его, демонстрирует необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеет понятийным аппаратом.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студент проявил полное знание программного материала, демонстрирует сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускает непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студент обнаруживает знания только основного материала, но не усвоил детали, допускает ошибки, демонстрирует не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студент не усвоил основное содержание материала, не умеет систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирует низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Лыгина, Т. Н. Макарова Поведение потребителей: учеб. для сред. проф. образования М.: ФОРУМ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. М. Меликян Поведение потребителей: учебник М.: Дашков и К°, 2010
Л2.2 Блэкуэлл, Роджер Поведение потребителей = Consumer Behavior : СПб. ; М. ; Н. Новгород : Питер, , 2010
Л2.3 под ред. Н. И. Лыгиной, Г. А. Васильева Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2007
Л2.4 Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел Поведение потребителей: [учебник: пер. с англ.] СПб.: Питер, 2007
Л2.5 Г. А. Васильев Поведение потребителей: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
Л2.6 Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел Поведение потребителей: учебник: пер. с англ.] 10-е изд., 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rbc.ru
Э2 www.marketingmix.ru
Э3 www.4p.ru
Э4 www.cfin.ru
Э5 www.rectech.ru
Э6 www.pcweek.ru
Э7 www.adwertology.ru
Э8 www.sostav.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.