Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Основы отечественного искусства ХХ века» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв. Цели курса: - формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контесте духовно-нравственных и эстетических мдеалов; - создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства; - научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур; - помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведений разных видов искусства. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: - приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства 2-й половины XIX - начала ХХ в.; - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов; - развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; - сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства; - обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художесственного образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14 |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов в России на рубеже Х1Х-ХХ веков; -основные художественные направления русского авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения русского авангарда; -научную информацию по курсу, свободно и творчески применять профессиональные знания. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией; -определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; -давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века; -самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; -решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач; -навыками стилистического анализа художественных произведений; -навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией, глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Передвижнечество и академизм в художественной жизни России на рубеже веков. | ||||||
1.1. | Живопись. Развитие бытового жанра в творчестве художников, продолжавших традиции передвижников. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Новое раскрытие крестьянской темы. А.С. Коровин картина "На миру", С.В. Иванов картина "В дороге. Смерть переселенца", А.Е. Архипов картина "Прачки." | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Предмет и задачи курса "Основы отечественного искусства ХХ века". Историографический очерк. Три этапа развития искусства: середина 1890-х гг. до 1905 г.; 1905-1907 гг.; 1908-1917 гг. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Новый характер трактовки жанрового сюжета. Новые живописные и композиционные средства. Революционная тема в творчестве жанристов. Картина С.В. Иванова "Расстрел". | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Появления образа рабочего. Творчество Н.А. Касаткина, его работы "Шахтерка", "Углекопы. Смена". Новый взгляд на бытовой жанр художников-академистов. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Реформа Российской академии художеств 1894 г. Заявление Г.И. Семирадского. Образование в сосотаве Академии художеств на основе устава 1894 г. высшего художественного училища; преподавательская деятельность в нем членов Товарищества передвижзных выставок И.Е. Репина, В.Е. Маяковского, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.Д. Кузнецова | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Историческая живопись на рубеже веков | ||||||
2.1. | Особенности творчества А.П. Рябушкина, картины "Русские женщины XVII в. в церкви", "Свадебный поезд в Москве. XVII столетие", "Едут". Черты стилизации, декоративности, роль пейзажа в историко-бытовых работах А.П. Рябушкина. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Исторические композиции А.М. Васнецова. Картины, созданные В.И. Суриковым в конце ХIX- начале XX столетий. Творческий метод В.И. Сурикова. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Выставочная деятельность передвижников в рассматриваемый период. Выставки возникшего в 1890 г. "Общества петербугских художников", объединившего академистов. В.В. Стасов о выставочной деятельности передвижников и академистов. Утрата Академией художеств кастовой замкнутости, стремление академистов расширить сферу своего общественного воздествия. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Первый съезд русских художников и любителей художеств, его программа. Дарование галереи П. и С. Третьяковых городу Москве. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Жизнь, творчество и деятельность выдающихся художников конца XIX-XX вв. | ||||||
3.1. | Монументальная живопись М.В. Нестерова, роспись Киевского Владимирского собора. Идеальный образ Древней Руси, лирическое чувство красоты природы, признаки стилизации и модерна. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | К.А. Коровин. Особенности творчества: отсутствие интереса к "концепционному пейзажу", развитие принципов пленэрной живописи, культура этюда, театрализованность, романтическая приподнятость пейзажей, портрета, артистизм натюрморта. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | В.А. Серов - новатор русской живописи. Отход от "критического реализма" к "реализму поэтическому". Портреты русской художественной интеллигенции. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | М.А. Врубель. Творческий метод. Символическое звучание цвета. Монументальные композиции для Кирилловской церкви в Киеве, росписи Владимирского собора. Экспрессивность, неканоничность. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Художественные объединения рубежа веков. | ||||||
4.1. | Возниконовение, программа А.Н. Бенуа - живописец, график-станковист, иллюстатор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | К.А. Сомов - ведущий художник "Мира искусства". Сомов-книжный график. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Мирискусник Л.К. Бакст. портреты. Темы анитичности. Декорации и костюмы к "Шахезаде" Римского-Корсакова, "Жар-птице" Стравинского и т.д. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Е.Е. Лансере. Исторические композиции. "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе". Серов, Бенуа, Лансере - создатели нового типа исторической картины. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | М.В. Добужинский. Образ города в его рафике. Иллюстрации к "Белым ночам" Достоевского. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Н.К. Рерих. Философия и эстетика русского символизма. Монументализм и эпичность работ Н.К. Рериха | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Б.М. Кустодиев. Стилизация народного лубка. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Архитектура на рубеже веков. | ||||||
5.1. | Эклектика. Модерн. Новые типы зданий: заводы, вокзалы, магазины,, банки, кинотеатры и т.п. Новые строительные материалы. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Ф.О. Шехтель. Доходные дома. Здания торговых фирм. Вокзалы. Асимметричность объемов. Разный характер фасадов. Балкрны, крыльца, эркеры, сандрики, стилизованные лилии и ирисы в декоре, витражи. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Неорусский стиль. Сложная орнаментация в духе Древней Руси. А.В. Щусев - Казанский вокзал в Москве. Неоклассицизм. Стилизация форм русского классицизма. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Скульптура на рубеже веков | ||||||
6.1. | П.П. Трубецкой. Импрессионистичекий метод. Памятник Александру III. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Работа мастеров русского искусства конца XIX - начала XX. К. Коровин, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов,С. Виноградов, М. Дурнов, Л. Пастернак, К. Маковский, В. Поленов, А. Рылов, З. Серебрякова, В. Серов, К. Сомов, Н. Ульянов, К. Юон и т.д. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 7. Особенности русского искусства рубежа столетий | ||||||
7.1. | Динамичность художественной жизни. связь с театром, музыкой. Расцвет искусства книги. Влияние русской иконы. Влияние искусства книги. Влияние русской иконы. Влияние искусства Востока. Русско-французские связи в области культуры. Открытие многочисленных музеев. Развитие художественной культуры на Алтае в начале ХХ века. Г.И. Гуркин. А.О. Никулин. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Экзамен | 5 | 9 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Агратина, Е. Е. | Искусство XX века: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Заварихин С.П. | Архитектура второй половины XX века: учебник для академического бакалавриата | Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Москалюк М.В. | Русское искусство конца XIX – начала XX века: учебное пособие | СФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364036 |
Л2.3 | Луначарский, А.В | Об искусстве. - Т. 2. Русское советское искусство.: учебное пособие | Директ-Медия // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271698 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нехвядович Л.И. | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История искусства авангарда | www.krugosvet.ru | ||
Э2 | Каземир Малевич | www.k-malevich.ru | ||
Э3 | Василий Кандинский | www.wassilykandinsky.ru | ||
Э4 | Произведения П. Кончаловского | allpainters.ru | ||
Э5 | Русский авангард | www.avangardism.ru | ||
Э6 | Конструктивизм в архитектуре XX века | porusski.me | ||
Э7 | Советская живопись | dianov-art.ru | ||
Э8 | Курс "Основы отечественного искусства ХХ века" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |