МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы отечественного искусства XX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы отечественного искусства XX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы отечественного искусства ХХ века» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв.
Цели курса:
- формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контесте духовно-нравственных и эстетических мдеалов;
- создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
- научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
- помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведений разных видов искусства.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства 2-й половины XIX - начала ХХ в.;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художесственного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов в России на рубеже Х1Х-ХХ веков;
-основные художественные направления русского авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения русского авангарда;
-научную информацию по курсу, свободно и творчески применять профессиональные знания.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией;
-определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
-давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века;
-самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой;
-решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач;
-навыками стилистического анализа художественных произведений;
-навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией, глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Передвижнечество и академизм в художественной жизни России на рубеже веков.
1.1. Живопись. Развитие бытового жанра в творчестве художников, продолжавших традиции передвижников. Лекции 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Новое раскрытие крестьянской темы. А.С. Коровин картина "На миру", С.В. Иванов картина "В дороге. Смерть переселенца", А.Е. Архипов картина "Прачки." Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Предмет и задачи курса "Основы отечественного искусства ХХ века". Историографический очерк. Три этапа развития искусства: середина 1890-х гг. до 1905 г.; 1905-1907 гг.; 1908-1917 гг. Лекции 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Новый характер трактовки жанрового сюжета. Новые живописные и композиционные средства. Революционная тема в творчестве жанристов. Картина С.В. Иванова "Расстрел". Сам. работа 5 6 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Появления образа рабочего. Творчество Н.А. Касаткина, его работы "Шахтерка", "Углекопы. Смена". Новый взгляд на бытовой жанр художников-академистов. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Реформа Российской академии художеств 1894 г. Заявление Г.И. Семирадского. Образование в сосотаве Академии художеств на основе устава 1894 г. высшего художественного училища; преподавательская деятельность в нем членов Товарищества передвижзных выставок И.Е. Репина, В.Е. Маяковского, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.Д. Кузнецова Сам. работа 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Историческая живопись на рубеже веков
2.1. Особенности творчества А.П. Рябушкина, картины "Русские женщины XVII в. в церкви", "Свадебный поезд в Москве. XVII столетие", "Едут". Черты стилизации, декоративности, роль пейзажа в историко-бытовых работах А.П. Рябушкина. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Исторические композиции А.М. Васнецова. Картины, созданные В.И. Суриковым в конце ХIX- начале XX столетий. Творческий метод В.И. Сурикова. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Выставочная деятельность передвижников в рассматриваемый период. Выставки возникшего в 1890 г. "Общества петербугских художников", объединившего академистов. В.В. Стасов о выставочной деятельности передвижников и академистов. Утрата Академией художеств кастовой замкнутости, стремление академистов расширить сферу своего общественного воздествия. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Первый съезд русских художников и любителей художеств, его программа. Дарование галереи П. и С. Третьяковых городу Москве. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Жизнь, творчество и деятельность выдающихся художников конца XIX-XX вв.
3.1. Монументальная живопись М.В. Нестерова, роспись Киевского Владимирского собора. Идеальный образ Древней Руси, лирическое чувство красоты природы, признаки стилизации и модерна. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. К.А. Коровин. Особенности творчества: отсутствие интереса к "концепционному пейзажу", развитие принципов пленэрной живописи, культура этюда, театрализованность, романтическая приподнятость пейзажей, портрета, артистизм натюрморта. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. В.А. Серов - новатор русской живописи. Отход от "критического реализма" к "реализму поэтическому". Портреты русской художественной интеллигенции. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. М.А. Врубель. Творческий метод. Символическое звучание цвета. Монументальные композиции для Кирилловской церкви в Киеве, росписи Владимирского собора. Экспрессивность, неканоничность. Лекции 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Художественные объединения рубежа веков.
4.1. Возниконовение, программа А.Н. Бенуа - живописец, график-станковист, иллюстатор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. К.А. Сомов - ведущий художник "Мира искусства". Сомов-книжный график. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Мирискусник Л.К. Бакст. портреты. Темы анитичности. Декорации и костюмы к "Шахезаде" Римского-Корсакова, "Жар-птице" Стравинского и т.д. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Е.Е. Лансере. Исторические композиции. "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе". Серов, Бенуа, Лансере - создатели нового типа исторической картины. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. М.В. Добужинский. Образ города в его рафике. Иллюстрации к "Белым ночам" Достоевского. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Н.К. Рерих. Философия и эстетика русского символизма. Монументализм и эпичность работ Н.К. Рериха Сам. работа 5 5 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Б.М. Кустодиев. Стилизация народного лубка. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Архитектура на рубеже веков.
5.1. Эклектика. Модерн. Новые типы зданий: заводы, вокзалы, магазины,, банки, кинотеатры и т.п. Новые строительные материалы. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Ф.О. Шехтель. Доходные дома. Здания торговых фирм. Вокзалы. Асимметричность объемов. Разный характер фасадов. Балкрны, крыльца, эркеры, сандрики, стилизованные лилии и ирисы в декоре, витражи. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Неорусский стиль. Сложная орнаментация в духе Древней Руси. А.В. Щусев - Казанский вокзал в Москве. Неоклассицизм. Стилизация форм русского классицизма. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Скульптура на рубеже веков
6.1. П.П. Трубецкой. Импрессионистичекий метод. Памятник Александру III. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Работа мастеров русского искусства конца XIX - начала XX. К. Коровин, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов,С. Виноградов, М. Дурнов, Л. Пастернак, К. Маковский, В. Поленов, А. Рылов, З. Серебрякова, В. Серов, К. Сомов, Н. Ульянов, К. Юон и т.д. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности русского искусства рубежа столетий
7.1. Динамичность художественной жизни. связь с театром, музыкой. Расцвет искусства книги. Влияние русской иконы. Влияние искусства книги. Влияние русской иконы. Влияние искусства Востока. Русско-французские связи в области культуры. Открытие многочисленных музеев. Развитие художественной культуры на Алтае в начале ХХ века. Г.И. Гуркин. А.О. Никулин. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
7.2. Экзамен 5 9 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агратина, Е. Е. Искусство XX века: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заварихин С.П. Архитектура второй половины XX века: учебник для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Москалюк М.В. Русское искусство конца XIX – начала XX века: учебное пособие СФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364036
Л2.3 Луначарский, А.В Об искусстве. - Т. 2. Русское советское искусство.: учебное пособие Директ-Медия // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271698
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История искусства авангарда www.krugosvet.ru
Э2 Каземир Малевич www.k-malevich.ru
Э3 Василий Кандинский www.wassilykandinsky.ru
Э4 Произведения П. Кончаловского allpainters.ru
Э5 Русский авангард www.avangardism.ru
Э6 Конструктивизм в архитектуре XX века porusski.me
Э7 Советская живопись dianov-art.ru
Э8 Курс "Основы отечественного искусства ХХ века" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.