Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель курса: сформировать у студентов целостное понимание генезиса и динамики, а также особой значимости и ценности изобразительного искусства региона. Хронологические рамки XVIII – начала XXI вв. Задачи курса: - изучить процесс формирования изобразительного искусства на Алтае в XVIII – начала XXI вв.; - уяснить преемственность и значимость художественных традиций в этом процессе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11 |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | По окончанию курса студенты должны иметь представление: - о этапах развития искусства региона в хронологической последовательности; - об основных проблемах развития искусства региона; - о взаимосвязи развития духовной культуры и роста значимости искусства региона как малой Родины человека; - сформировать собственное понимание традиций и инноваций в изобразительном искусстве региона. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - основные принципы развития изобразительного искусства; уметь: - дать оценку основным художественным произведениям, определить период, их значимость и преемственность; - дать стилистический анализ художественного произведения; - раскрыть художественную значимость произведения искусства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - стилистического и сравнительного анализа произведений живописи и архитектуры алтайского региона - искусствоведческого знаточества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. | ||||||
1.1. | Введение. Предмет, цели и задачи курса. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Изобразительное искусство на Алтае в I половине XIX века. | ||||||
2.1. | Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852) | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 | |
2.2. | Искусствоведческий анализ произведений В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова.(1799-1852). | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.3. | Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852). | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Изобразительное искусство Алтая XIX - начала ХХ веков. | ||||||
3.1. | Первые художники Алтая. Г. Гуркин - основополжник алтайской пейзажной живописи. Импрессионизм в творчестве А.О. Никулина (1876-1915). Художественные произведения Г. Гуркина и А. Никулина в коллекции ГХМАК. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Графика в творчестве Г.И. Гуркина советского периода. Путевые зарисовки (Тува, Монголия). Работа над эскизами первого тувинского букваря. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.3. | Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.4. | Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Сбор материала для курсовой работы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. Изобразительное искусство Алтая I половины ХХ века | ||||||
4.1. | Художественная деятельность М.Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Художественная деятельность М. Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
4.3. | Художественная деятельность М. Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927).Сбор материала для курсовой работы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
4.4. | Создание Алтайского отделения СХ СССР (1940). Художественная жизнь в годы ВОВ: выставки 1941-1945 гг. Агитационная графика И.Е. Харина. Творческтво советских мастеров М. Черемных, С. Лучишкина, Д. Цаплина в годы эвакуации на Алтай. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 5. Особенности формирования художественной среды на Алтае 1950-х-1960-х гг. | ||||||
5.1. | Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
5.2. | Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.3. | Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сбор материала для курсовой работы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 6. Жанровые особенности алтайской живописи 1960-1970-х гг. | ||||||
6.1. | Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
6.2. | Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
6.3. | Монументальное искусство Алтая 1960-1970-х годов. Творчество В.Ф. Добровольского. творчество П.Д. Джуры. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 7. Творчество алтайских художников-графиков 1960-1970-х годов. | ||||||
7.1. | Пейзаж в творчестве Ф. Филонова. Творчество В. Туманова, Ю. Кабанова. Новаторство в творчестве А. Потапова, Л. Пастушковой. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
7.2. | Алтайская книжная графика: творчество В. Дерявского, Б. Лупачева, В. Раменского. Акварельный пейзаж А.А. Югаткина. Творчество Г. Белышева: деятельность художественной мастерской ХБК в 60-80-х гг. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
7.3. | Выставки и художественные объединения на Алтае в конце 1980-х-1990-х годах. Выставка "Молодежь Алтая" 1989г. Художественное объединение "Черный пахарь": творчество Е. Олейникова, Д. Петренко, А. Казанцева. Выставки художественного объединения "ГЛАЗ": творчество П. Широва, Е. и Р. Ильиных. Выставки творческой группы "Взгляд": А. Шапиро, П. Брытков, Д. Октябрь, И. Бутина и др. Концептуальные выставки и "неформальные" художественные движения 1990- нач. 2000-х годов: "Тихая мансарда", "Теплый фронт". Творчество Ю. Эсауленко, В. Лавринова, В. Метелецы, Л. Базиной и др. Выставка "НОМАДЫ": живопись Л. Пастушковой, произведения Е. Скурихина, С. Дыкова, Е. Булатовой (1990-2000 гг) | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 8. Изобразительное искусство Алтая 1980-1990-х годов | ||||||
8.1. | Роль и значение Новоалтайского государственного художественного училища в художественной культуре Алтая. Пейзаж в творчестве А.П. Щетинина. Исторический жанр в тврочестве В.В. Конькова. Натюрморт И.В. Щетининой. Творчество А. Арестова. Пейзаж в творчестве С. Прохорова. Стилистические особенности живописи В. Октября. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
8.2. | Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б. Щербакова. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
8.3. | Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б.М. Астахова. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
8.4. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова, Л. Снитко, Т.М. Степанской, Е. Маточкина, Л.И. Нехвядович, Ю.В. Виноградов и др. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
8.5. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Ю.В. Виноградов. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
8.6. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
8.7. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л. Снитко. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
8.8. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Т.М. Степанской. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
8.9. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л.И. Нехвядович. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
8.10. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Е. Маточкина. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
8.11. | Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Р.М. Еркинова. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 9. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв. | ||||||
9.1. | Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв. Молодежные выставки Сибири. "Аз.Арт.Сибирь" 1989г. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
9.2. | Зачет | 5 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М. | Очерки истории искусства Алтая: | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М. | Очерки истории искусства Алтая: | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусств: учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Степанская Т. М. | Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.): [монография] | Барнаул : [Азбука], 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т. М. | Описание и анализ памятников искусства : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 | docplayer.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственный художественный музей Алтайского края: [Электронный ресурс]. | ghmak.ru | ||
Э2 | Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая - ГМИЛИКА: [Электронный ресурс]. | gmilika.ru | ||
Э3 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова | akunb.altlib.ru | ||
Э4 | Курс "Изобразительное искусство региона" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |