МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изобразительное искусство региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. иск., доцент, А.Г. Степанская

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Изобразительное искусство региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов целостное понимание генезиса и динамики, а также особой значимости и ценности изобразительного искусства региона. Хронологические рамки XVIII – начала XXI вв.
Задачи курса:
- изучить процесс формирования изобразительного искусства на Алтае в XVIII – начала XXI вв.;
- уяснить преемственность и значимость художественных традиций в этом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По окончанию курса студенты должны иметь представление:
- о этапах развития искусства региона в хронологической последовательности;
- об основных проблемах развития искусства региона;
- о взаимосвязи развития духовной культуры и роста значимости искусства региона как малой Родины человека;
- сформировать собственное понимание традиций и инноваций в изобразительном искусстве региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.- основные принципы развития изобразительного искусства;
уметь:
- дать оценку основным художественным произведениям, определить период, их значимость и преемственность;
- дать стилистический анализ художественного произведения;
- раскрыть художественную значимость произведения искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- стилистического и сравнительного анализа произведений живописи и архитектуры алтайского региона
- искусствоведческого знаточества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России.
1.1. Введение. Предмет, цели и задачи курса. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Изобразительное искусство на Алтае в I половине XIX века.
2.1. Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852) Лекции 5 2 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Искусствоведческий анализ произведений В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова.(1799-1852). Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852). Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Изобразительное искусство Алтая XIX - начала ХХ веков.
3.1. Первые художники Алтая. Г. Гуркин - основополжник алтайской пейзажной живописи. Импрессионизм в творчестве А.О. Никулина (1876-1915). Художественные произведения Г. Гуркина и А. Никулина в коллекции ГХМАК. Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Графика в творчестве Г.И. Гуркина советского периода. Путевые зарисовки (Тува, Монголия). Работа над эскизами первого тувинского букваря. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Практические 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Изобразительное искусство Алтая I половины ХХ века
4.1. Художественная деятельность М.Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Художественная деятельность М. Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Практические 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.3. Художественная деятельность М. Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927).Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.4. Создание Алтайского отделения СХ СССР (1940). Художественная жизнь в годы ВОВ: выставки 1941-1945 гг. Агитационная графика И.Е. Харина. Творческтво советских мастеров М. Черемных, С. Лучишкина, Д. Цаплина в годы эвакуации на Алтай. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Особенности формирования художественной среды на Алтае 1950-х-1960-х гг.
5.1. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
5.2. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Практические 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Жанровые особенности алтайской живописи 1960-1970-х гг.
6.1. Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
6.2. Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Монументальное искусство Алтая 1960-1970-х годов. Творчество В.Ф. Добровольского. творчество П.Д. Джуры. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Творчество алтайских художников-графиков 1960-1970-х годов.
7.1. Пейзаж в творчестве Ф. Филонова. Творчество В. Туманова, Ю. Кабанова. Новаторство в творчестве А. Потапова, Л. Пастушковой. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Алтайская книжная графика: творчество В. Дерявского, Б. Лупачева, В. Раменского. Акварельный пейзаж А.А. Югаткина. Творчество Г. Белышева: деятельность художественной мастерской ХБК в 60-80-х гг. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.3. Выставки и художественные объединения на Алтае в конце 1980-х-1990-х годах. Выставка "Молодежь Алтая" 1989г. Художественное объединение "Черный пахарь": творчество Е. Олейникова, Д. Петренко, А. Казанцева. Выставки художественного объединения "ГЛАЗ": творчество П. Широва, Е. и Р. Ильиных. Выставки творческой группы "Взгляд": А. Шапиро, П. Брытков, Д. Октябрь, И. Бутина и др. Концептуальные выставки и "неформальные" художественные движения 1990- нач. 2000-х годов: "Тихая мансарда", "Теплый фронт". Творчество Ю. Эсауленко, В. Лавринова, В. Метелецы, Л. Базиной и др. Выставка "НОМАДЫ": живопись Л. Пастушковой, произведения Е. Скурихина, С. Дыкова, Е. Булатовой (1990-2000 гг) Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Изобразительное искусство Алтая 1980-1990-х годов
8.1. Роль и значение Новоалтайского государственного художественного училища в художественной культуре Алтая. Пейзаж в творчестве А.П. Щетинина. Исторический жанр в тврочестве В.В. Конькова. Натюрморт И.В. Щетининой. Творчество А. Арестова. Пейзаж в творчестве С. Прохорова. Стилистические особенности живописи В. Октября. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.2. Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б. Щербакова. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.3. Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б.М. Астахова. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.4. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова, Л. Снитко, Т.М. Степанской, Е. Маточкина, Л.И. Нехвядович, Ю.В. Виноградов и др. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.5. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Ю.В. Виноградов. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.6. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.7. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л. Снитко. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.8. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Т.М. Степанской. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.9. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л.И. Нехвядович. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.10. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Е. Маточкина. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.11. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Р.М. Еркинова. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв.
9.1. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв. Молодежные выставки Сибири. "Аз.Арт.Сибирь" 1989г. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
9.2. Зачет 5 4 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Степанская Т. М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.): [монография] Барнаул : [Азбука], 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т. М. Описание и анализ памятников искусства : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 docplayer.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный художественный музей Алтайского края: [Электронный ресурс]. ghmak.ru
Э2 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая - ГМИЛИКА: [Электронный ресурс]. gmilika.ru
Э3 Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова akunb.altlib.ru
Э4 Курс "Изобразительное искусство региона" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.