МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы конституционного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЮвГМУ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 38
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 28 28 28 28
в том числе инт. 16 16 16 16
Сам. работа 38 38 38 38
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы конституционного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Игнатовская И.И. к.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Игнатовская И.И. к.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение студентами проблем конституционного законодательства, практики его правоприменения; получение практических навыков применения конституционного и административного законодательства.

Задачи - уяснение основных проблем современного конституционного права, связанных с содержанием Конституции РФ, ее принципами, федеративным устройством и системой органов государственной власти и местного самоуправления;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1:роль, цель и значение будущей профессии; понятие коррупции и методы про-тиводействия ей.
ОК-3:сферы общекультурных знаний, имеющих значение для развития юридических компетенций.
ПК-1:содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; виды нор-мативных правовых актов; систему орга-нов государственной власти и их компе-тенцию; стадии и особенности законода-тельного процесса.
ПК-3:обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; содержание категорий «законность», «правопорядок», «безопасность»; механизмы выполнения данных обязанностей; ответственность за их не выполнение.
ПК-8:порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов; характеристики коррупционного поведе-ния; методику анализа правовых ситуаций для дачи юридических заключений и кон-сультаций в сфере конституционного пра-ва.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1:проявлять уважительное отношение праву и закону; соотносить свое поведение и поведение окружающих с нормами права и закона на основании развитого профес-сионального правосознания.
ОК-3:применять общекультурные знания для реализации правовых норм.
ПК-1:применять полученные юридические знания в процессе разработки норма-тивных правовых актов.
ПК-3:исполнять обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; раскрывать содержание данных обязанно-стей.
ПК-8:проводить экспертизы законопроектов; анализировать правовые ситуации на предмет наличия в них коррупционного поведения; проводить юридические кон-сультации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1:навыками противодействия кор-рупционному поведению; навыками при-менения права с учетом достаточного уровня профессионального правосознания.
ОК-3:методиками повышения общекультурного уровня, влияющего на профессиональное правосознание.
ПК-1:приемами написания законопроектов; приемами юридической техники в рамках конституционного права.
ПК-3:навыками, позволяющими качественно исполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
ПК-8:навыками проведения экспертизы нормативного правового акта; методиками проведения юридических консультаций; навыками оценки правовых ситуаций на предмет наличия в актах или действиях коррупционной составляющей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обзорные лекции по теме "Актуальные проблемы конституционного права"
1.1. Обзорные лекции по теме "Актуальные проблемы конституционного права" Лекции 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина.
2.1. Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Конституционный строй Российской Федерации.
3.1. Конституционный строй Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Конституционный строй Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дефекты Конституции Российской Федерации.
4.1. Дефекты Конституции Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Дефекты Конституции Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Гражданство. Иностранство. Безгражданство.
5.1. Гражданство. Иностранство. Безгражданство. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Гражданство. Иностранство. Безгражданство. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Человек и «нечеловек» в конституционном праве.
6.1. Человек и «нечеловек» в конституционном праве. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Человек и «нечеловек» в конституционном праве. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Основные права и свободы человека и гражданина.
7.1. Основные права и свободы человека и гражданина. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Основные права и свободы человека и гражданина. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Конституционные обязанности.
8.1. Конституционные обязанности. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Конституционные обязанности. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Конституционные основы федеративного устройства.
9.1. Конституционные основы федеративного устройства. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Конституционные основы федеративного устройства. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Президент Российской Федерации.
10.1. Президент Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Президент Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Федеральное Собрание Российской Федерации.
11.1. Федеральное Собрание Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Федеральное Собрание Российской Федерации. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Правительство Российской Федерации.
12.1. Правительство Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Правительство Российской Федерации. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Судебная власть. Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский суд по правам человека.
13.1. Судебная власть. Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский суд по правам человека. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.2. Судебная власть. Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский суд по правам человека. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Цифровизация конституционного права.
14.1. Цифровизация конституционного права. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
14.2. Цифровизация конституционного права. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Конституционная экономика.
15.1. Конституционная экономика. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
15.2. Конституционная экономика. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Лабораторный практикум
16.1. Лабораторный практикум Лабораторные 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Экзамен
17.1. Экзамен Экзамен 1 36 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
Л1.2 И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко ; под общ. ред. И. А. Умновой. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 2. Особенная часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Актуальные проблемы конституционного прав portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.