МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концепции современного естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор , Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Концепции современного естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение концептуальных представлений, а также общих и особенных элементов современной естественнонаучной картины мира и ознакомление студентов с мировоззренческими и методологическими принципами, характеризующими специфику естественнонаучного подхода к исследованию структуры реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Естествознание как отрасль научного познания. Специфика естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
1.1. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Естественные науки и гуманитарное знание. Специфические характеристики естественных и гуманитарных наук. Различие естественнонаучных и гуманитарных областей знания по предмету и методам познания. Лекции 4 4 ОПК-2
1.2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Естественные науки и гуманитарное знание. Специфические характеристики естественных и гуманитарных наук. Различие естественнонаучных и гуманитарных областей знания по предмету и методам познания. Сам. работа 4 6 ОПК-2
1.3. Образ науки. Критерии научности знания. Определение естествознания как комплекса наук о закономерностях природного мира. Понятие науки. Критерии истинности, обоснованности, систематизированности, объективности научного знания. Наука и религия. Наука и философия. Отличие науки от других отраслей культуры. Проблема возникновения научного знания. Практические 4 4 ОПК-2
1.4. Образ науки. Критерии научности знания. Определение естествознания как комплекса наук о закономерностях природного мира. Понятие науки. Критерии истинности, обоснованности, систематизированности, объективности научного знания. Наука и религия. Наука и философия. Отличие науки от других отраслей культуры. Проблема возникновения научного знания. Сам. работа 4 6 ОПК-2
1.5. Научный метод. Понятие метода и методологии. Методологические установки познания. Классификация методов научного познания. Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Практические 4 4 ОПК-2
1.6. Научный метод. Понятие метода и методологии. Методологические установки познания. Классификация методов научного познания. Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Сам. работа 4 4 ОПК-2
Раздел 2. История естествознания.
2.1. Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации. От Хаоса к Космосу. Первый (ионийский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Пифагореизм. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Учение Аристотеля. Третий (эллинистический) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики. Древнеримский период античной натурфилософии. Сам. работа 4 2 ОПК-2
2.2. Естествознание эпохи средневековья. Познание природы в эпоху Возрождения.Особенности средневековой духовной культуры. Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры. Становление науки в средневековой Европе. Физические идеи средневековья. Алхимия. Ренессансная мировоззренческая революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров. Сам. работа 4 2 ОПК-2
2.3. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики.Формирование механистической картины мира. Создание непосредственных предпосылок классической механики как первой фундаментальной научной теории. Г.Галилей, И.Кеплер. Основные законы классической механики Ньютона. Философские выводы из механистической картины мира. Сам. работа 4 2 ОПК-2
2.4. Естествознание XVIII – первой половины XIX вв.Общая характеристика развития физики. Принцип дальнодействия. Теория теплорода. Волновая теория света. Проблема эфира. Закон сохранения и превращения энергии. Концепции пространства и времени. Развитие астрономической картины мира. Возникновение и развитие научной химии. Идеи, принципы и понятия биологии XVIII в. Сам. работа 4 2 ОПК-2
2.5. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции.Основные черты физики второй половины XIX в. Понятие электромагнитного поля как нового структурного образования материального мира. Электромагнитная картина мира. Кризис в физике на рубеже веков. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд. Теория эволюции Ч.Дарвина. Становление учения о наследственности Сам. работа 4 2 ОПК-2
Раздел 3. Тенденции развития и панорама современного естествознания. Структурные уровни организации материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Микромир, макромир, мегамир
3.1. Классификация естественных наук. Интеграция и дифференциация современного естественнонаучного знания. Гуманитарность и гуманитаризация. Фундаментализм и антифундаментализм. Проблемы и парадоксы современного естествознания. Материальный мир как система. Представления о структуре и эволюции материи. Формы движения материи как принцип организации материи. Механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, движение в микромире, геологическая формы движения материи. Корпускулярная и континуальная теории описания физического мира: основные физические смыслы и философское значение. Микро-, макро- и мега-миры как три качественно различающихся структурных уровня мира физических элементов. Сам. работа 4 4 ОПК-2
Раздел 4. Пространство и время как формы существования материального мира. Принципы относительности, принципы симметрии, законы сохранения.
4.1. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Создание специальной и общей теории относительности А. Эйнштейном и новое понимание пространства и времени. Концепция относительности пространства и времени. Пространственно-временной континуум. Г. Галилей, Г.А. Лоренц, Ж.А. Пуанкаре: формулирование принципов относительности. Вклад А. Эйнштейна в оформление и развитие принципов относительности. Принцип постоянства скорости света. Проблема математического описания видов симметрии. Теорема А.Э. Нетер и законы сохранения. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса. Изотропность пространства и закон сохранения момента количества движения. Практические 4 2 ОПК-2
4.2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Создание специальной и общей теории относительности А. Эйнштейном и новое понимание пространства и времени. Концепция относительности пространства и времени. Пространственно-временной континуум. Г. Галилей, Г.А. Лоренц, Ж.А. Пуанкаре: формулирование принципов относительности. Вклад А. Эйнштейна в оформление и развитие принципов относительности. Принцип постоянства скорости света. Проблема математического описания видов симметрии. Теорема А.Э. Нетер и законы сохранения. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса. Изотропность пространства и закон сохранения момента количества движения. Сам. работа 4 2 ОПК-2
Раздел 5. Возникновение и развитие квантовой физики. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе.
5.1. Проблема строения атома. Недостатки атома Резерфорда. Постулаты Н. Бора. Гипотеза квантов. Волновая теория Луи де Бройля. Волновая механика Э. Шредингера. Интерпретация природы волновой функции М. Борном. Создание нерелятивистской квантовой механики. Проблема интерпретации квантовой механики. Смысл принципа суперпозиции. Принцип дополнительности Н. Бора. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Мир действительного и мир возможного. Динамические и статистические законы: сфера их действия и значения. Практические 4 2 ОПК-2
5.2. Проблема строения атома. Недостатки атома Резерфорда. Постулаты Н. Бора. Гипотеза квантов. Волновая теория Луи де Бройля. Волновая механика Э. Шредингера. Интерпретация природы волновой функции М. Борном. Создание нерелятивистской квантовой механики. Проблема интерпретации квантовой механики. Смысл принципа суперпозиции. Принцип дополнительности Н. Бора. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Мир действительного и мир возможного. Динамические и статистические законы: сфера их действия и значения. Сам. работа 4 4 ОПК-2
Раздел 6. Взаимодействия в природе. Близкодействие и дальнодействие как физические принципы. Концепция атомизма и элементарные частицы.
6.1. Типы взаимодействий и физические поля. Фундаментальные физические взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное (ядерное). Проблема единства физики. Концепции дальнодействия и близкодействия. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы. Лептоны. Кварковая модель адронов. Частицы – переносчики взаимодействий. Теории элементарных частиц. Квантовая электродинамика. Теория кварков. Теория электрослабого взаимодействия. Квантовая хромодинамика. Концепция Великого Объединения. Практические 4 2 ОПК-2
6.2. Типы взаимодействий и физические поля. Фундаментальные физические взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное (ядерное). Проблема единства физики. Концепции дальнодействия и близкодействия. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы. Лептоны. Кварковая модель адронов. Частицы – переносчики взаимодействий. Теории элементарных частиц. Квантовая электродинамика. Теория кварков. Теория электрослабого взаимодействия. Квантовая хромодинамика. Концепция Великого Объединения. Сам. работа 4 6 ОПК-2
Раздел 7. Состояние. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе.
7.1. Понятие «состояние»: физический смысл. Концепция необратимости и термодинамика. Основные законы классической термодинамики. Закон сохранения и превращения энергии в механике. Взаимопревращения различных видов энергии. Формулирование второго закона термодинамики через понятие энтропии. Энтропия как «стрела времени». Проблема тепловой смерти Вселенной. Энтропия как мера беспорядка в системе. Понятие порядка. Рождение порядка из хаоса. Открытые системы и неклассическая термодинамика. Самоорганизация в открытых системах. Характеристики самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах. Синергетика как новый стиль мышления и новое видение мира. Лекции 4 4 ОПК-2
7.2. Понятие «состояние»: физический смысл. Концепция необратимости и термодинамика. Основные законы классической термодинамики. Закон сохранения и превращения энергии в механике. Взаимопревращения различных видов энергии. Формулирование второго закона термодинамики через понятие энтропии. Энтропия как «стрела времени». Проблема тепловой смерти Вселенной. Энтропия как мера беспорядка в системе. Понятие порядка. Рождение порядка из хаоса. Открытые системы и неклассическая термодинамика. Самоорганизация в открытых системах. Характеристики самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах. Синергетика как новый стиль мышления и новое видение мира. Практические 4 2 ОПК-2
7.3. Понятие «состояние»: физический смысл. Концепция необратимости и термодинамика. Основные законы классической термодинамики. Закон сохранения и превращения энергии в механике. Взаимопревращения различных видов энергии. Формулирование второго закона термодинамики через понятие энтропии. Энтропия как «стрела времени». Проблема тепловой смерти Вселенной. Энтропия как мера беспорядка в системе. Понятие порядка. Рождение порядка из хаоса. Открытые системы и неклассическая термодинамика. Самоорганизация в открытых системах. Характеристики самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах. Синергетика как новый стиль мышления и новое видение мира. Сам. работа 4 6 ОПК-2
Раздел 8. Современная астрономическая картина мира.
8.1. Особенности астрономии XX в. Солнечная система. Звезды. Эволюция звезд. Галактики. Космологические модели Вселенной. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Стандартная модель эволюции Вселенной. Философско-мировоззренческие проблемы космологической эволюции. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций. Лекции 4 4 ОПК-2
8.2. Особенности астрономии XX в. Солнечная система. Звезды. Эволюция звезд. Галактики. Космологические модели Вселенной. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Стандартная модель эволюции Вселенной. Философско-мировоззренческие проблемы космологической эволюции. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций. Сам. работа 4 8 ОПК-2
Раздел 9. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ.
9.1. Химия как наука о свойствах веществ и их превращениях. Специфика химии. Важнейшие понятия и законы химии. Физические и химические преобразования. Химическое разложение. Понятие об элементе. Химический синтез. Понятие о соединении. Атомно-молекулярное учение. Электронная теория. Реакционная способность веществ. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем. Сам. работа 4 6 ОПК-2
Раздел 10. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Принцип универсального эволюционизма.
10.1. Теории возникновения жизни: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция. Особенности живых систем. Существенные черты живых систем. Основные уровни организации живого. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. Ч.Дарвин: происхождение видов в результате естественного отбора. Основные факторы и движущие силы эволюции. Хромосомная теория наследственности. Молекулярно-генетический уровень биологических структур и генетический код. Синтетическая теория эволюции. Коэволюция. Этапы развития органического мира. Глобальный эволюционизм. Лекции 4 4 ОПК-2
10.2. Теории возникновения жизни: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция. Особенности живых систем. Существенные черты живых систем. Основные уровни организации живого. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. Ч.Дарвин: происхождение видов в результате естественного отбора. Основные факторы и движущие силы эволюции. Хромосомная теория наследственности. Молекулярно-генетический уровень биологических структур и генетический код. Синтетическая теория эволюции. Коэволюция. Этапы развития органического мира. Глобальный эволюционизм. Практические 4 2 ОПК-2
10.3. Теории возникновения жизни: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция. Особенности живых систем. Существенные черты живых систем. Основные уровни организации живого. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка. Ч.Дарвин: происхождение видов в результате естественного отбора. Основные факторы и движущие силы эволюции. Хромосомная теория наследственности. Молекулярно-генетический уровень биологических структур и генетический код. Синтетическая теория эволюции. Коэволюция. Этапы развития органического мира. Глобальный эволюционизм. Сам. работа 4 2 ОПК-2
Раздел 11. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биоэтика и поведение человека.
11.1. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Проблема воспроизводства и охраны растений и животных. Экологическая проблема как глобальная проблема современности. Глобальные проблемы и перспектива эволюции биосферы. Антропосфера. Ноосфера. Гармония хозяйственной деятельности людей и природы. Формирование и развитие биоэтики как этики живого. Система запретов в животном мире. Изучение властных отношений в животном мире. Биоэтика и медицина. Пересадка органов. Проблема эвтаназии. Проблема психических больных. Клонирование. Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
11.2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Проблема воспроизводства и охраны растений и животных. Экологическая проблема как глобальная проблема современности. Глобальные проблемы и перспектива эволюции биосферы. Антропосфера. Ноосфера. Гармония хозяйственной деятельности людей и природы. Формирование и развитие биоэтики как этики живого. Система запретов в животном мире. Изучение властных отношений в животном мире. Биоэтика и медицина. Пересадка органов. Проблема эвтаназии. Проблема психических больных. Клонирование. Сам. работа 4 2 ОПК-2
Раздел 12. Антропосоциогенез и генетика человека. Физиология человека. Здоровье и работоспособность. Эмоции и творчество.
12.1. Возникновение человека и общества. Абиотические и биологические предпосылки антропосоциогенеза. Возникновение труда. «Человек умелый». Развитие древнейшей техники человечества. Становление социальных отношений. Возникновение разделения труда. Генезис сознания и языка. Проблемы генетики человека. Основные принципы современной физиологии. Кровь и система кровообращения. Лимфатическая система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Физиология выделения. Железы внутренней секреции. Нервная система. Вегетативная нервная система. Высшая нервная деятельность. Определение термина «здоровье». Связь здоровья человека с эволюционно-экологическими основами его психофизической деятельности. Здоровье и болезнь. Необходимые факторы здоровья и долголетия. Общая и фактическая работоспособность. Фазы работоспособности. Физиологическое и психическое переутомление. Степени переутомления. Виды эмоциональных процессов и состояний. Чувства, аффекты, страсти. Теории эмоций: теория У.Джемса – К.Ланге и Сам. работа 4 6 ОПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Лавриненко В.Н. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке В. А., Лукашина Л. В. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Лань» www.e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э5 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э6 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э9 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru
Поисковая система «Google»: https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.