Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель дисциплины - формирование основных представлений о роли символов в истории человеческой цивилизации, основных характеристиках знака и символа. Задачи дисциплины: -освоить теоретические понятия, предусмотренные содержанием курса; -научить интерпретировать традиционные символы, используемые в изобразительном искусстве; -показать культурно-историческую роль некоторых символов и знаков; -дать представление об истории возникновения, изменения во времени конкретных символов и знаков. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об истории возникновения и изменения во времени конкретного символа или знака, традиционно используемого в изобразительном искусстве. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: -историю появления символов в контексте палеолитического искусства; -содержание основных универсальных древних символов; -связь древних символов с культово-мифологическими представлениями; -содержание символов и знаков и их отличия друг от друга. Уметь: -интерпретировать традиционные символы и знаки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки интерпретации использования традиционных символов и знаков в искусстве; аналитической работы с литературой и произведениями искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве | ||||||
1.1. | Понятие «знака», «символа», «аллегории» в искусстве.Символы, знаки и аллегории в античном изобразительном искусстве. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Символы, знаки и аллегории в античном изобразительном искусстве. (Письменная работа, подготовка к семинарскому занятию). | Сам. работа | 4 | 24 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Понятие «знака», «символа», «аллегории» в искусстве.Символы, знаки и аллегории в античном изобразительном искусстве. | Практические | 4 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Христианские символы и знаки в искусстве. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Христианские символы и знаки в искусстве. (Письменная работа, подготовка к семинарскому занятию). | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Картина мира в изобразительном искусстве | ||||||
2.1. | Символическое изображение времени и пространства в изобразительном искусстве. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Символическое изображение времени и пространства в изобразительном искусстве. (Письменная работа) | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Цветовая символика в искусстве. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Цветовая символика в искусстве. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; подготовка к собеседованию). | Сам. работа | 4 | 31 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Экзамен | 4 | 9 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. | Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2015 | e.lanbook.com |
Л1.2 | О. А. Алимушкина | Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пендикова И. Г., Ракитина Л. С., Дмитриева Л. М. | Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.znaki.chebnet.com/s11.php?id=65 | |||
Э2 | http://900igr.net/kartinki/mkhk/Simvoly-i-znaki/002 | |||
Э3 | http://school.xvatit.com/index.php?title= | |||
Э4 | http://www.busart.ru/art_page15.html | |||
Э5 | http://www.mifinarodov.com/i/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-mifologiya.html | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточный контроль. Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |