МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовно-исполнительное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.пр. кафедры уголовного права и криминологии, Воронкова Евгения Олеговна

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Уголовно-исполнительное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 № 464

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций: способность принимать решения и совершать юридические действия; способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способность выявлять, пресекать,раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-10 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
ПК-11 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3
содержание понятий, институтов отраслей материального и про-цессуального права
ПК-5
основные правила применения нор-мативных правовых актов
ПК-10
сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов
ПК-11
основные направления профилактики правонарушений; способы предупреждения и пресечения от-дельных видов правонарушений
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3
анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать реше-ния и совершать юридические дейст-вия в соответствии с законом
ПК-5
определять подлежащие примене-нию нормативные правовые акты
ПК-10
применять формы и методы рассле-дования на практике
ПК-11
планировать профилактическую работу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3
навыком принятия отдельных правоприменительных решений
ПК-5
навыком работы с нормативно-правовыми актами и юридическими документами
ПК-10
методикой квалификации правонарушений
ПК-11
навыками профилактики правона-рушений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие уголовно-исполнительного права.
1.1. Понятие уголовно-исполнительного права. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие уголовно-исполнительного права. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие уголовно-исполнительного права. Сам. работа 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
2.1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Сам. работа 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью.
3.1. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью. Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Правовое положение лиц, отбывающих наказание.
4.1. Правовое положение лиц, отбывающих наказание. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Правовое положение лиц, отбывающих наказание. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Правовое положение лиц, отбывающих наказание. Сам. работа 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Общие положения исполнения наказаний в виде лишения свободы. Режим исполнения лишения свободы.
5.1. Общие положения исполнения наказаний в виде лишения свободы. Режим исполнения лишения свободы. Лекции 5 4 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.2. Общие положения исполнения наказаний в виде лишения свободы. Режим исполнения лишения свободы. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.3. Общие положения исполнения наказаний в виде лишения свободы. Режим исполнения лишения свободы. Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Основные средства исправления осужденных к лишению свободы. Правовое регулирование применения основных средств исправления осужденных.
6.1. Основные средства исправления осужденных к лишению свободы. Правовое регулирование применения основных средств исправления осужденных. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
6.2. Основные средства исправления осужденных к лишению свободы. Правовое регулирование применения основных средств исправления осужденных. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и применения средств исправления в отдельных видах исправитель-ных учреждений.
7.1. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и применения средств исправления в отдельных видах исправитель-ных учреждений. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.2. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и применения средств исправления в отдельных видах исправитель-ных учреждений. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.3. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и применения средств исправления в отдельных видах исправитель-ных учреждений. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Контроль и административный надзор за отдельными категориями осужденных к лишению свободы.
8.1. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Контроль и административный надзор за отдельными категориями осужденных к лишению свободы. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
8.2. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Контроль и административный надзор за отдельными категориями осужденных к лишению свободы. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Порядок и условия исполнения уголовных наказаний не связанных с лишением свободы.
9.1. Порядок и условия исполнения уголовных наказаний не связанных с лишением свободы. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
9.2. Порядок и условия исполнения уголовных наказаний не связанных с лишением свободы. Практические 5 4 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
9.3. Порядок и условия исполнения уголовных наказаний не связанных с лишением свободы. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Уголовно-исполнительное (тюремное, пенитенциарное) право зарубежных стран.
10.1. Уголовно-исполнительное (тюремное, пенитенциарное) право зарубежных стран. Лекции 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
10.2. Уголовно-исполнительное (тюремное, пенитенциарное) право зарубежных стран. Практические 5 2 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
10.3. Уголовно-исполнительное (тюремное, пенитенциарное) право зарубежных стран. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Контроль
11.1. Экзамен Экзамен 5 36 ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие уголовно-исполнительной политики. Факторы, определяющие уголовно-исполнительную политику государства.
2. Тенденции развития уголовно-исполнительной политики. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
3. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и методы уголовно-исполнительного права.
4. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.
5. Характеристика общеправовых принципов уголовно-исполнительного права.
6. Характеристика межотраслевых и отраслевых принципов уголовно-исполнительного права.
7. Понятие и источники уголовно-исполнительного законодательства.
8. Основные международные стандарты в области исполнения уголовных наказаний.
9. Уголовно-исполнительные правоотношения.
10. Виды уголовных наказаний и учреждения и органы, их исполняющих.
11. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы России.
12. Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
13. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
14. Контроль органов государственной власти и местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
15. Судебный контроль и ведомственный за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
16. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
17. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных.
18. Цели исполнения наказания. Понятие исполнения и отбывания наказа-ния.
19. Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы.
20. Основные права и законные интересы осужденных.
21. Основные обязанности осужденных. Ответственность осужденных.
22. Порядок осуществления права осужденных на личную безопасность.
23. Порядок осуществления права осужденных на свободу совести и вероисповедания.
24. Порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами.
25. Виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказание.
26. Места отбывания лишения свободы.
27. Порядок направления осужденных для отбывания наказания и порядок их приема в исправительные учреждения. Порядок перемещения осужденных.
28. Понятие и функции режима исполнения (отбывания) лишения свободы.
29. Содержание режима в местах лишения свободы.
30. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости, посылки, передачи, бандероли осужден-ных.
31. Переписка осужденных к лишению свободы. Получение и отправление осужденными денежных переводов. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы.
32. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными лицами. Прогулки осужденных.
33. Передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопро-вождения.
34. Предоставление осужденным к лишению свободы краткосрочных выездов за пределы исправительных учреждений. Отпуска осужденных.
35. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.
36. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
37. Понятие злостного нарушения режима лишения свободы и злостного нарушителя режима. Значение признания злостным нарушителем.
38. Способы обеспечения режима в местах лишения свободы.
39. Меры безопасности, специальные средства, основания их применения.
40. Изменение условий содержания во время отбывания лишения свободы в пределах одного исправительного учреждения. Переводы осужденных из одного исправительного учреждения в другое.
41. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы.
42. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы. Привлечение осужденных к работам без оплаты труда.
43. Общее образование осужденных, отбывающих наказание в виде лише-ния свободы. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.
44. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы. Общест-венное воздействие как средство исправления осужденных.
45. Отбывание лишения свободы в колониях-поселениях.
46. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях общего и строгого режимов.
47. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях особого ре-жима. Особенности отбывания пожизненного лишения свободы.
48. Отбывание лишения свободы в тюрьмах.
49. Отбывание лишения свободы в воспитательных колониях.
50. Основания и виды освобождения от отбывания наказания.
51. Порядок освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Подготовительная работа к освобождению осужденных.
52. Административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
53. Исполнение наказания в виде штрафа.
54. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
55. Исполнение наказания в виде обязательных работ.
56. Исполнение наказания в виде исправительных работ.
57. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
58. Исполнение наказания в виде принудительных работ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы реферетов размещены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уголовно-исполнительное право России в 3 т. Том 1 + доп. Материал в ЭБС : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Е. Эминов [и др.] ; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. : Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зубарев С.М. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 9-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 5. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 6. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э7 7. Информационный ресурс www.pravo.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс
2. Электронаая база данных "Scopus"
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета
4. Научная библиотека "Elibrary"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями
основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практи-ческих занятий. Занятия по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплине «Уголовное право РФ;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность студентов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овла-дение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориенти-ры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лек-ционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Глав-ной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уго-ловно-исполнительного права. На семинарских занятиях студенты совершенствуют уме-ния убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается зада-ние в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоя-тельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала сту-дент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложен-ную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литерату-ры в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Сту-денты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и чет-ко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснован-ной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных за-мечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекоменда-ции по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридическо-го термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов уда-рение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсужде-ния темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дис-куссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по об-суждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложен-ными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основы-ваясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариан-тов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правопри-менительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оце-нивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем сту-дентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учеб-ной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, по-скольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний сту-дентами по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практи-ческих занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учеб-ной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для студентов дневного отделения и зачет для студентов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объек-тивности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.