МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские вопросы естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки03.04.03. Радиофизика
ПрофильЭлектромагнитные волны в средах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план03_04_03_ЭМВС-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские вопросы естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.04.03 РАДИОФИЗИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1417)

составлена на основании учебного плана:
03.04.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н.. профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н.. профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомления магистрантов физико-технического факультета с неотъемлемым компонентом единой культуры – философией естествознания (в том числе и физики) и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Сегодня возникает тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры (естественнонаучная и философско-гуманитарная) в целостном мировидении, что подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типы связей между учеными;
особенности научных коммуникаций;
способы выдвижения новых идей в классической и неклассической науке и критерии оценки гипотез и теорий,
пониматЬ ценность нового научного знания;
3.2.Уметь:
3.2.1. устанавливать и структурировать научную коммуникацию;
умеет оценивать индивидуальные заслуги ученого;
умеет применять критерии оценки качества научного знания к результатам НИР;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыком участия в обсуждении междисциплинарных и общенаучных проблем.
методологической культурой научного поиска.
владеет культурой научного творчества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Взаимосвязь философии и естествознания
1.1. Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Механизм и формы взаимного влияния философии и естествознание. Философия, естествознание, культура. Роль естествознания в развитии современного общества. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Механизм и формы взаимного влияния философии и естествознание. Философия, естествознание, культура. Роль естествознания в развитии современного общества. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Системный подход в современном естествознании
2.1. Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в исследованиях. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в исследованиях. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Развитие и современное состояние физической картины мира
3.1. Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Концепции пространства и времени в современной науке
4.1. Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Синергетическая парадигма в современном естествознании
5.1. Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Философские проблемы химии: история и современность
6.1. Этапы развития химического знания. Алхимия как предшественница химии: основные проблемы и достижения. Становление химии как науки. Классический этап в развитии химии: основные фундаментальные понятии и законы. Дифференциация и интеграция знания в химии: Квантовая механика как теоретическая основа современной химии. Современные проблемы химии и перспективы развития химической науки и технологий. Супрамолекулярная химия: предмет и основные достижения. Связь современной химии с другими науками и философией. Достижения отечественных учёных –химиков. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
6.2. Этапы развития химического знания. Алхимия как предшественница химии: основные проблемы и достижения. Становление химии как науки. Классический этап в развитии химии: основные фундаментальные понятии и законы. Дифференциация и интеграция знания в химии: Квантовая механика как теоретическая основа современной химии. Современные проблемы химии и перспективы развития химической науки и технологий. Супрамолекулярная химия: предмет и основные достижения. Связь современной химии с другими науками и философией. Достижения отечественных учёных –химиков. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Философские проблемы современной биологии
7.1. Проблема определения и возникновения жизни. Эволюционная химия и её значение в современной науке и философии. Проблема эволюции живого. Становление и основные идеи генетики. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции Ч. Дарвина и генетики. Социобиология: основные постулаты и их философская интерпретация. Биофилософия, ее предмет и основная направленность. Биотехнологии: древность и современность. Проблемы биоэтики. Концепции биосферы и ноосферы в современной науке. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
7.2. Проблема определения и возникновения жизни. Эволюционная химия и её значение в современной науке и философии. Проблема эволюции живого. Становление и основные идеи генетики. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции Ч. Дарвина и генетики. Социобиология: основные постулаты и их философская интерпретация. Биофилософия, ее предмет и основная направленность. Биотехнологии: древность и современность. Проблемы биоэтики. Концепции биосферы и ноосферы в современной науке. Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Экология и социальная экология
8.1. Возникновение, предмет и задачи экологии как науки. Дисциплинарная структура экологической науки. Природная среда как условие и средство общественного развития. Взаимодействие природы и общества: основные исторические этапы. Техносфера как интегральный продукт антропогенной деятельности. Влияние антропогенной деятельности на космическую, геологическую и биологическую сферы. Концепция экосферы. Глобальные экологические проблемы. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
8.2. Возникновение, предмет и задачи экологии как науки. Дисциплинарная структура экологической науки. Природная среда как условие и средство общественного развития. Взаимодействие природы и общества: основные исторические этапы. Техносфера как интегральный продукт антропогенной деятельности. Влияние антропогенной деятельности на космическую, геологическую и биологическую сферы. Концепция экосферы. Глобальные экологические проблемы. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Философские основания современных концепций географии и геологии
9.1. Предмет географии и ее соотношение с другими естественными и социогуманитарными науками. Предмет и методы геологии. Соотношение эмпирического и теоретического в современной геологии и географии Основные парадигмы в современной теоретической геологии: геосинклинальная, мобилистская теория тектоники, теория расширяющейся планеты. Антропный принцип в современной геологии. Большой геологический цикл как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь геологической и географической сфер. Биогеохимический подход В.И. Вернадского, его сущность и философское значение. Концепция коэволюции человека и природы. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
9.2. Предмет географии и ее соотношение с другими естественными и социогуманитарными науками. Предмет и методы геологии. Соотношение эмпирического и теоретического в современной геологии и географии Основные парадигмы в современной теоретической геологии: геосинклинальная, мобилистская теория тектоники, теория расширяющейся планеты. Антропный принцип в современной геологии. Большой геологический цикл как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь геологической и географической сфер. Биогеохимический подход В.И. Вернадского, его сущность и философское значение. Концепция коэволюции человека и природы. Сам. работа 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов Б.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розин В. М. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э9 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э10 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э11 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э12 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России - www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Электронная библиотека Максима Мошкова - www.lib.ru
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» - http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.