МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские проблемы естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология человека и животных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ-2- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские проблемы естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - дать общую панораму знаний о философии и методологии естествознания как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменах, как о ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь; показать «внутренние механизмы» развития естественных в виде различных групп методов и методологии наук. Сформировать базис научного мировоззрения и логику научного мышления философа, что позволит выявлять проблемные поля и векторы разрешения основных вопросов теории и практики естественных наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-8 способностью использовать философские концепции естествознания для формирования научного мировоззрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о философии и методологии естествознания наук как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменах, как о ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь.
3.2.Уметь:
3.2.1.- специфику естественных наук, их предмета и способа постановки проблем;
- специфику развития актуальных частно-научных направлений;
- осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания;
- владеть понятийным аппаратом философии естественных наук.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного познания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философские проблемы естествознания.
1.1. О современной философской базе естествознания. Место и роль философского анализа в конкретных науках. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Проблемы методологии и специфики философского познания и задачи развития современной науки.. Важнейшие философские идеи истории становления и в основаниях современного естествознания. Философия как организатор взаимодействия социально-гуманитарных с остальными науками Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. О современной философской базе естествознания. Место и роль философского анализа в конкретных науках. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Проблемы методологии и специфики философского познания и задачи развития современной науки.. Важнейшие философские идеи истории становления и в основаниях современного естествознания. Философия как организатор взаимодействия социально-гуманитарных с остальными науками Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. О современной философской базе естествознания. Место и роль философского анализа в конкретных науках. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Проблемы методологии и специфики философского познания и задачи развития современной науки.. Важнейшие философские идеи истории становления и в основаниях современного естествознания. Философия как организатор взаимодействия социально-гуманитарных с остальными науками Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Философские проблемы математики
2.1. Предмет и метод математики Понятие о математической абстракции. Соотношение идеального и реального в математике . Краткий обзор истории математики от древнейших времен до наших дней. Четыре периода истории математики по А.Н.Колмогорову: 1) период зарождения математики; 2) период элементарной математики; 3) период математики переменных величин; 4) период современной математикиСовременная философская онтология в осмыслении темы существования математических объектов. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Предмет и метод математики Понятие о математической абстракции. Соотношение идеального и реального в математике . Краткий обзор истории математики от древнейших времен до наших дней. Четыре периода истории математики по А.Н.Колмогорову: 1) период зарождения математики; 2) период элементарной математики; 3) период математики переменных величин; 4) период современной математикиСовременная философская онтология в осмыслении темы существования математических объектов. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Понятие истинности и достоверности в математике постановке вопроса об истине в математике. Философия математики как концептуальный прагматизм. Понятие доказательства и достоверности. Эволюция этих понятий от Древнего Египта до наших дней. Математическая истина - это неразрывный сплав концепции и факта. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Понятие истинности и достоверности в математике постановке вопроса об истине в математике. Философия математики как концептуальный прагматизм. Понятие доказательства и достоверности. Эволюция этих понятий от Древнего Египта до наших дней. Математическая истина - это неразрывный сплав концепции и факта. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Понятие истинности и достоверности в математике постановке вопроса об истине в математике. Философия математики как концептуальный прагматизм. Понятие доказательства и достоверности. Эволюция этих понятий от Древнего Египта до наших дней. Математическая истина - это неразрывный сплав концепции и факта. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Конечное, бесконечное и интуиция в математике. Соотношение конечного и бесконечного. Последовательность и предел. Представления о бесконечно малых и бесконечно больших величинах. Интуиция как синтез потенциально возможного и конкретно реализуемого. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Конечное, бесконечное и интуиция в математике. Соотношение конечного и бесконечного. Последовательность и предел. Представления о бесконечно малых и бесконечно больших величинах. Интуиция как синтез потенциально возможного и конкретно реализуемого. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Конечное, бесконечное и интуиция в математике. Соотношение конечного и бесконечного. Последовательность и предел. Представления о бесконечно малых и бесконечно больших величинах. Интуиция как синтез потенциально возможного и конкретно реализуемого. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Алгоритмы и аксиомы в математике. Математическое моделирование. Алгоритм как прототип эмпирического подхода. Проблема универсального алгоритма.Общее представление о формальном аксиоматическом методе. Сущность моделирования. Логико-топологические основания моделирования. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Алгоритмы и аксиомы в математике. Математическое моделирование. Алгоритм как прототип эмпирического подхода. Проблема универсального алгоритма.Общее представление о формальном аксиоматическом методе. Сущность моделирования. Логико-топологические основания моделирования. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Алгоритмы и аксиомы в математике. Математическое моделирование. Алгоритм как прототип эмпирического подхода. Проблема универсального алгоритма.Общее представление о формальном аксиоматическом методе. Сущность моделирования. Логико-топологические основания моделирования. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Философские проблемы физики
3.1. Онтологические проблемы физики Физика как фундамент естествознания.Понятие онтологии физического знания. Онтологический статус физической картины мира. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира и проблема их онтологического статуса. Онтологический статус виртуальных частиц. Стандартная модель фундаментальных частиц и взаимодействий и ее концептуальные трудности. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Стратегия поисков фундаментальных объектов и идеи бутстрапа. Теория струн и “теория всего” (ТОЕ) и проблемы их обоснования. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Проблема детерминизма и индетерминизма Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение. Проблемы детерминизма в классической физике. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма. Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм- индетерминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В.Гейзенберга. Изменение представлений о характере физических законов в связи с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Проблема детерминизма и индетерминизма Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение. Проблемы детерминизма в классической физике. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма. Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм- индетерминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В.Гейзенберга. Изменение представлений о характере физических законов в связи с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Познание сложных систем и физика Системные идеи в физике. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы). Термодинамика открытых неравновесных систем И.Пригожина. Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике. Детерминированный хаос и эволюционные проблемы. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Философские проблемы химии и биологии.
4.1. Философские проблемы химии Специфика философии химии. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества - его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изучение изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлерова). Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальныъ разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм. Кинетические теории и проблема химического времени. . Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Философские проблемы химии Специфика философии химии. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества - его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изучение изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлерова). Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальныъ разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм. Кинетические теории и проблема химического времени. . Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Проблема происхождения жизни Креационная доктрина и эволюционная гипотеза. Опыты аксиоматических реконструкций учения Ч.Дарвина. Происхождение биологических видов и проблема эволюции. Проблема единицы эволюционного процесса: вид или популяция? Современный подход к теориям эволюционизма. (Ю.В. Чайковский) Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Проблема происхождения жизни Креационная доктрина и эволюционная гипотеза. Опыты аксиоматических реконструкций учения Ч.Дарвина. Происхождение биологических видов и проблема эволюции. Проблема единицы эволюционного процесса: вид или популяция? Современный подход к теориям эволюционизма. (Ю.В. Чайковский) Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Экология и жизнь Экология в опыте синтеза биологических дисциплин (Ю.Одум). Важнейшие законы экологии и их научный статус. Модели развития популяций и оценка демографических прогнозов. Устойчивое развитие: мифологический и научный подходы. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Философские проблемы наук о Земле
5.1. Философские проблемы географии Проблема географической реальности. Онтологический статус географических объектов и критерии реальности их существования. Зависимость этих критериев от применяемых познавательных средств. Антропоцентрический характер географического синтеза и проблемы страноведения. Центральное место социальной географии в системе географических наук. «Конструирование» природно-географической и социально-географической реальности, фундаментальное сходство теоретического инструментария, используемого естественными и общественными науками по А. Лёшу. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Философские проблемы геологии.Геологическая картина мира как отражение геологической реальности. Особенности исторического формирования картины геологической реальности. Наличие разновозрастных участков земной коры как признак существования отдельных геологических систем со специфическим геологическим круговоротом вещества и специфических форм бытия – геологического пространства и времени. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Экзамен 1 27 ОК-1, ОК-3, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шуталева А.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев С.А. Философия науки : Учебное пособие М.:ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/96CAA82F-C430-46E9-B517-257F5DA6567A.
Л2.2 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э6 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.