МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пропедевтика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 110
самостоятельная работа 223
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 22,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 18 0 18 16 36
Практические 56 60 38 60 94 120
Сам. работа 72 66 151 111 223 177
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 216 216 360 360

Программу составил(и):
ст. преп., Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Гречнева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Пропедевтика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
ОПК-2 способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие
1.1. Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет Практические 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Выполнить упражнение на колористическую организацию орнаментальных форм композиции Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Цвет в формальной композиции Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Выполнить композицию на создание художественного образа живописными средствами Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Живописные ассоциации Лекции 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Лирика в композиции Практические 2 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. Выполнить композицию на создание образа, связанного с образом лирики Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации
2.1. Графический дизайн и композиция Практические 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) Лекции 2 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Закон целостности Практические 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Выполнить композицию на целостность композиционной структуры Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Закон равновесия Практические 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Выполнить композицию на симметрию, статику, устойчивое равновесие Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Закон типизации Практические 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.11. Закон контрастов Практические 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.12. Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.13. Виды пространственных форм Практические 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.14. Выполнение моно- и полицентрические композиции Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.15. Зачет 2 0 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании
3.1. Понятие знака и виды знаков Лекции 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Выполнение композиции на разработку различных видов знака Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Стилизованный объект как иконический знак Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Выполнение композиции на создание знака-символа Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) Сам. работа 3 5 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Выполнение композиции на создание знака-индекса Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак
4.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Практические 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Изучение манеры стилизации известных художников Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Виды стилизации Практические 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Составление таблицы по видам стилизации Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Передача эмоционального состояния через растительные формы. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Стилизация растительных элементов Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Стилизация растений и животных. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Стилизация животных Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции
5.1. Понятие образной выразительности. Средства выразительности Лекции 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Визуализация вербальной информации Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Вариативность и дублирование образа как средство выразительности Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.6. Создание композиции с использованием пиктограммы Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства
6.1. Композиционная разработка геометрического орнамента Практические 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.2. Композиционная разработка растительного орнамента Лекции 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.3. Композиционная разработка зооморфного орнамента Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.4. Композиционная разработка комбинированного орнамента Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству
7.1. Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.2. Изучение аналогов Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.3. Композиционные принципы создания буклета. Практические 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.4. Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.5. Средства выразительности в шрифтовой композиции Практические 3 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.6. Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.7. Экзамен 3 27 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова, Лариса Владимировна Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие // ЭБС АлтГУ Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Электронная библиотека диссертаций (РГБ) diss.rsl.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.