МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилизация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Стилизация» является формирование умения создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий повышенную выразительность и декоративность и стоящий над реальными объектами окружающего мира.
Задачи:
-способствовать развитию творческого мышления;
-формировать чувство композиции;
-обучить методу творческого поиска;
-овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения;
-научить выполнять эмоционально-выразительную

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных чертах стилизации
простоте форм, их обобщённости и символичности, эксцентричности, геометричности, красочности, чувственности; абстрактности.
о стилизации как художественном методе при создании цельной, эстетически значимой окружающей среды.
законы и выразительные средства стилистической композиции; основные виды и приемы орнаментальных построений; условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, мозаичность цвета.Знать принципы архитектоничности.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать натуральный объект в виде художественного символа; знак-образ методом стилизации формы; самостоятельно работать по представлению.
создавать на основе стилизации формы раппортную композицию и монокомпозицию как художественное переживание пространства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки художественной трансформации объектов:
использования выразительных средств декоративно – прикладного искусства; чувством пропорций, цветовой гармонии, композиционной чуткостью;
структурного анализа и стилизации формы на основе ее геометризации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стилизация в орнаменте
1.1. Понятие стилизации и стиля в композиции. Композиция из геометрических элементов или форм, приближенным к ним. Цветовое решение в гармонии родственно – контрастных цветов. Лекции 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Упражнение на организацию композиционного центра Сам. работа 5 12 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Композиция из природных растительных форм (один элемент сложнее, другой – проще Сам. работа 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Упражнение на членение плоскости на части Сам. работа 5 12 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Декоративная стилизация в натюрморте
2.1. Декоративная комбинаторика геометрических форм Сам. работа 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Выполнение фронтальной композиции, выполненной в цветовой гармонии Сам. работа 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Выполнить декоративный стилизованный натюрморт. Использование декора в стилизованном натюрморте Практические 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Выпонить стилизованный натюрморт с ярко выраженным композиционным центром Сам. работа 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Декоративная стилизация растительных форм
3.1. Декоративное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений Сам. работа 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Выпонить декоративную стилизацию растительных форм в гармонии контрастно – дополнительных цветов Сам. работа 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Стилизованная зарисовка коры деревьев, мха Сам. работа 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Декоративная стилизация живых объектов
4.1. Использование утрирования природных форм. Использование различного рода условностей Лекции 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Выполнить стилизованное изображение фруктов. Декоративное изображение птиц. Выпонить декоративное изображение морских камушек и ракушек Сам. работа 5 10 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Стилизация в декоративном пейзаже
5.1. Стилизованный пейзаж. Стилизованные панорамные пейзажные мотивы Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Выполнить композицию стилизованного пейзажа Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Зачет 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение стилизации сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент.
При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.