МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии управления территориально-распределительными объектами
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии управления территориально-распределительными объектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических основ и принципов построения и функционирования геоинформационных систем, их функциональной и структурной организации, а также основные подходы к моделированию реальных объектов при решении с помощью геоинформационных технологий различных экономических задач, в том числе задач управления сложными территориально-распределенными объектами.
изучение состава аппаратного, программного и информационного обеспечения ГИС;
изучение информационных моделей, используемых в ГИС;
изучение функционального назначения основных компонентов ГИС;
изучение наиболее распространенных архитектурных и программных решений ГИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-14: способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач
ПК-17: способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-19: способностью принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, обучать пользователей информационных систем
ПК-22: способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• терминологию и основные характеристики современных информационных и геоинформационных систем
• суть и способы построения и развития геоинформационных систем;
• существующие технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
• об особенности организации данных и об основных моделях данных в ГИС И САПР
• международные и отечественные стандарты пространственных данных;
• функциональные возможности и интерфейс геоинформационных систем;
• источники пространственных данных, способы их получения, форматы и модели пространственных данных
• стандартные задачи профессиональной деятельности; основные требования информационной безопасности.
• стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий; содержание и назначение методов экономико-географических исследований и социально-экономического картографирования для получения объективных аналитических оценок; методические подходы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, предусматривающие использование ГИС И САПР и других информационных систем.
• методику применения ГИС-технологий в географических исследованиях.
• аппаратные и программные средства использования геоинформационных технологий;
• роль и место геоинформационных систем и технологий в науке, образовании и практиках цифрового общества;
• стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий;
• способы использования геоинформационных систем и технологий при решении научных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать полученные знания для анализа и выбора программно-технологических платформ при создании ГИС И САПР
• использовать известные и доступные технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
• выбирать и оценивать программное обеспечение для создания и использования геоинформационных систем и технологий;
• создавать атрибутивные базы данных для геоинформационных систем.
• применить полученные знания для анализа и выбора модели данных при создании базы данных в конкретной ГИС
• интегрировать разнотипные данные в геинформационной системе
• создавать географические базы данных
• проводить сбор и анализ пространственных данных
• осуществлять анализ и поиск пространственной и атрибутивной информации
• применять методы и технические приемы математико-картографического моделирования, реализуемые в ГИС-системах;
• применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
• применять типовые подходы и методы разработки схем территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности.
• применять методы геоинформатики и геоинформационного картографирования к решению профессиональных задач в сфере экономики и управления; создавать базы данных ГИС И САПР
• принимать управленческие решения на основе результатов анализа пространственных данных.
• использовать информационно-поисковые средства локальных и глобальных вычислительных и информационных сетей;
• применять на практике методы экономико-географических исследований для получения объективных аналитических оценок структуры и состояния территориальных социально-экономических систем;
• выбирать необходимое программное и техническое обеспечение для решения задач с применением пространственного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• теоретической базой и практическими навыками, необходимыми при создании и эксплуатации геоинформационных систем
• методами и способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе ГИС И САПР;
• методами геоинформационного картографирования для обработки, анализа и синтеза информации в экономике;
• практическими навыками создания и ведения баз данных при решении различных задач с применением ГИС-технологий
• технологиями компьютерной обработки космических снимков для создания тематических карт и слоёв БД ГИС И САПР
• технологией математико-картографического моделирования социально-экономической ситуации на примере региона посредством использования ГИС-инструментария;
• опытом разработки и реализации этапов принятия управленческих решении на основе результатов анализа пространственных данных, внесения корректив в стандартные алгоритмы действий в нестандартных условиях
• самостоятельного принятия решений о выборе средств сбора и анализа исходных пространственных данных в геоинформационной системе, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
• приемами получения и анализа статистических данных с применением информационно-коммуникационных технологий;
• навыками применения на практике методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
• методами оценки качества разнотипных данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее понятие о территориально-распределенных объектах. Аппаратное обеспечение ГИС и САПР.
1.1. Общее понятие о территориально-распределенных объектах. Аппаратное обеспечение ГИС и САПР. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Информационные модели объектов в ГИС и САПР.
2.2. Информационные модели объектов в ГИС и САПР. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Изучение моделей данных ГИС и САПР. Сам. работа 5 8 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС и САПР.
3.4. Изучение методов организации атрибутивных данных в ГИС и САПР. Сам. работа 5 8 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
3.5. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС и САПР. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Инструментальные средства работы с пространственными данными.
4.6. Знакомство с инструментальными средствами ГИС. Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
4.7. Инструментальные средства работы с пространственными данными. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.8. Инструментальные средства ГИС. Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Ввод и обработка пространственных данных.
5.9. Подготовка растровых данных для индивидуального проекта. Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
5.10. Методы ввода и обработки пространственных данных. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.11. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Работа с растровыми данными. Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Тематическая информация в ГИС и САПР. Базы данных и их использование в ГИС и САПР.
6.12. Получение векторных данных для индивидуального проекта. Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
6.13. Тематическая информация в ГИС и САПР. Базы данных и их использование в ГИС и САПР. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
6.14. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Объектовое деление. Работа по созданию векторных данных. Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 7. Создание приложений. Представление результатов анализа и производство карт. Организация работ. Пpоектирование ГИС.
7.15. Сборка проекта в ArcView. Сам. работа 5 17 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
7.16. Создание приложений. Представление результатов анализа и производство карт. Организация работ. Пpоектирование ГИС. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
7.17. Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Создание приложений в ГИС. Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Применение ГИС и САПР в решении экономических задач.
8.18. Подготовка к сдаче зачета Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
8.19. Применение ГИС и САПР в решении экономических задач. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.3
8.20. Тест по терминологии. Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.3
8.21. Коллоквиум Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Головина Л. Н. , Кузнецова М. Н. Инженерная графика: учебное пособие Сибирский федеральный университет //ЭБС "ОНЛАЙН", 2011 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=229167&sr=1
Л1.2 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140619
Л1.3 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480499
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под. ред. В.С. Тикунова Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн М.: Академия., 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стерлягов С.П., Бедрина М.В. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ: Рабочая программа и методические указания Барнаул - изд. АлтГУ, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6442
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Материалы ГИС-ассоциации России - http://www.gisa.ru.
Э2 The OpenGIS Specification Model. Open GIS Consortium. http://www.opengis.org.
Э3 Официальный сайт AutoDesk - http://www.autodesk.com
Э4 Официальный сайт Mapinfo Corporation. http://www.mapinfo.com.
Э5 Официальный сайт ГЕО+КАД, Киев (Украина) - http://www.arcada.com.ua/infot/it_news.html
Э6 Официальный сайт ДАТА+ - http://www.dataplus.ru
Э7 Официальный сайт Кредо-Диалог НПК - http://www.credo.nsys.by
Э8 Демонстрационные и учебные версии программных средств ГИС.
Э9 Мультимедийные материалы в форме презентаций и демонстрационных видеороликов различных средств ГИС.
Э10 Толковый словарь по геоинформатике в формате гипертекста.
Э11 Краткий курс лекций в формате компьютерной презентации.
Э12 Материалы студентам для подготовки к коллоквиуму (в электронной форме).
Э13 ProGIS в России - http://www.progis.ru
Э14 Официальный сайт Panorama Group - http://panorama.ecorp.ru
Э15 Официальный сайт Intergraph, российское отделение корпорации - http://www.ingr.com/russia
Э16 Официальный сайт Easy Trace Group - http://easytrace.com
Э17 Центр геоинформационных исследований института географии РАН - http://geocnt.geonet.ru
Э18 Официальный сайт Трисофт (Москва) - http://www.trisoftrus.com
Э19 Официальный сайт ИВЦ Поток - http://www.ropnet.ru/potok
Э20 Официальный сайт ПОИНТ (представитель CADdy в России) - http://www.caddy.ru/pointadd.html
Э21 Официальный сайт Ланэко (ГИС ПАРК) - http://www.laneco.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ArcGis, Easy Trace, GIMP
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине:
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно просматривать содержание лекционного материала, работать с рекомендованной литературой, делая себе пометки в тексте лекции.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебники, но и те источники, которые дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ:
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач.
В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы:
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.