МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия и методология научного знания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и программное обеспечение вычислительных машин
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_МиПОВМ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия и методология научного знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №911)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 09
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 09
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ввести магистрантов в общее проблемное поле философии и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности
- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании;
- основные проблемы философии и методологии научного познания;
- понятийный аппарат философии и методологии науки;
- общенаучные методологические подходы;
- этапы становления и развития научного знания;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками анализа научных и философских концепций;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками научной аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- навыками ведения диалога;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками научной и философской аргументации.
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.
1.1. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн Лекции 1 6 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания.
2.1. Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. Лекции 1 6 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Проблема развития науки в философии
3.1. Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Актуальные проблемы философии науки
4.1. Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.2. Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Проблема методов и методологии в науке и в философии.
5.1. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.2. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности
6.1. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
6.2. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 7. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук
7.1. Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
7.2. Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
7.3. Методологические основания и направления исторического исследования школы "Анналов" Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
7.4. Методологические основания и направления исторического исследования школы "Анналов" Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 8. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания
8.1. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
8.2. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 9. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».
9.1. Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
9.2. Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 10. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания.
10.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Лекции 1 8 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
10.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
10.3. Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Мамзин А. С. История и философия науки: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017 www.biblio-online.ru/book/A4A8F2AF-8EE8-4D8D-8C0D-4D9D2C6C040B
Л1.3 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л1.4 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке, В. А. История, философия и методология техники и информатики : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038.
Л2.3 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406843
Л2.4 Лебедев С.А. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Поисковая система «Google»
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
5. Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru
6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/
7. Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
8. Поисковая система «Google»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (ЭССЕ).

Практические задания по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке эссе, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с литературой, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
заданиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.