Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое и программное обеспечение вычислительных машин |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_МиПОВМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 09
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
1.1. | - ввести магистрантов в общее проблемное поле философии и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования - способствовать развитию творческого потенциала обучающихся |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы философии и методологии научного познания; - понятийный аппарат философии и методологии науки; - общенаучные методологические подходы; - этапы становления и развития научного знания; - особенности современного этапа развития научного знания; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов; - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками научной аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни; - навыками ведения диалога; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. | ||||||
1.1. | Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн | Лекции | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
1.2. | Преднаука и становление науки в период Античности. Взаимосвязь практик Востока и теоретические модели Запада. Экзотеричность и эзотеричность научного познания. Античные формы науки и образования. Научное познание в период средневековья и Возрождения. Роль христианства и церкви в развитии научного познания и системы образования. Апологеты и критики мирского знания. Проблема веры и разума. Проблема универсалий. Нелегитимность алхимии, астрологии и магии и их влияние на становление естественных наук. Арабское научное наследие и его влияние на становление естественнонаучного знания Запада. Кризис схоластического метода познания и постановка проблемы поиска нового метода научного познания. Формирование и обоснование идеалов экспериментального и математизированного познания природы. Научная революция XVI-XVII вв. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Классическая наука XVIII-XIX вв. Рост научного знания и дифференциация наук. Формирование техн | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 2. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания. | ||||||
2.1. | Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. | Лекции | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Дискуссии по определению понятия «методология». Методология и метод познания. Определение понятия «методология». Значение методологии в познавательном процессе. Специфика социально-гуманитарного познания и его субъект. Понимание объекта, предмета и субъекта познания в классической и неклассической науке. Основные особенности социально-гуманитарного познания (субъект-субъектное отношение, изучение сферы человеческой деятельности, включенность субъекта в объект исследования, методологическая установка на понимание и толкование). Социально-гуманитарные науки и философия. Индивидуальный и коллективный субъект познания. Субъект научного познания в позитивистском и герменевтическом проектах. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 3. Проблема развития науки в философии | ||||||
3.1. | Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.2. | Внутренние и внешние факторы развития науки. Проблемы развития науки в философии Т. Куна и К. Поппера. Природа и сущность научных революций. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 4. Актуальные проблемы философии науки | ||||||
4.1. | Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.2. | Специфика современной науки. Проблема границ науки. Рациональность. Типы рациональности. Редукционизм, его возможности и границы. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 5. Проблема методов и методологии в науке и в философии. | ||||||
5.1. | Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.2. | Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 6. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности | ||||||
6.1. | Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
6.2. | Естественнонаучное и социогуманитарное знание: общее и особенное. Специфика социогуманитарного знания. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 7. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук | ||||||
7.1. | Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
7.2. | Текст и проблема его интерпретации в гуманитарном исследовании. Проблема объективности и субъективности научного знания. Диалогичность гуманитарного познания (от диалога в познании к диалогу культур). Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
7.3. | Методологические основания и направления исторического исследования школы "Анналов" | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
7.4. | Методологические основания и направления исторического исследования школы "Анналов" | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 8. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания | ||||||
8.1. | Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
8.2. | Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Метод моделирования в социальных науках. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 9. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». | ||||||
9.1. | Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
9.2. | Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 10. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания. | ||||||
10.1. | Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). | Лекции | 1 | 8 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
10.2. | Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
10.3. | Экзамен | 1 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. | История и философия науки: хрестоматия | Барнаул: АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Мамзин А. С. | История и философия науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017 | www.biblio-online.ru/book/A4A8F2AF-8EE8-4D8D-8C0D-4D9D2C6C040B |
Л1.3 | Кузьменко Г.Н. | Философия и методология науки : учебник для магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/426254 |
Л1.4 | Бессонов, Б. Н. | История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 | www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Канке, В. А. | История, философия и методология техники и информатики : учебник для магистров | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Ивин, А. А. | Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038. |
Л2.3 | Канке В. А. | ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | https://biblio-online.ru/bcode/406843 |
Л2.4 | Лебедев С.А. | ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ». | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии. | lib.ru | ||
Э4 | Сайт «Философы древности». | www.philosoma.ru | ||
Э5 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э6 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э7 | Электронная библиотека Максима Мошкова | www.lib.ru | ||
Э8 | Поисковая система «Google» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ 2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ 3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ 4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ 5. Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/ 7. Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru 8. Поисковая система «Google» |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (ЭССЕ). Практические задания по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке эссе, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с литературой, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим заданиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. |