МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История художественной критики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История художественной критики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
- приобщить студентов к трудам выдающихся авторов художественной критики;
- обучить анализу критических статей для приобртения собственного опыта их написания.
Задачи дисциплины:
- изучить виды и жанры художественной критики и историю их становления;
- выявить новые тенденции художественной критики XX-XXI вв.;
- показать роль художественного вкуса в профессиональном суждении об искусстве;
- изучить проблемы формирования художественных школ в отечественной и зарубежной критике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
ПК-7 способностью к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о месте критики в художественной культуре;
- о видах и жанрах художественной критики;
- предпосылки возникновения отечественной и зарубежной художественной критики;
- первые труды по художественной критике отечественных авторов;
- особенности взаимодействия художественной критики, истории искусства и искусствоведения;
3.2.Уметь:
3.2.1.- писать рецензии на выставки, книги и статьи в периодической печати.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа критической статьи выдающихся критиков прошлого и современности;
- выступления в местной пероиодической печати в статьях и очерках о выставках с анализом экспозиции и творческими портретами художников;
- работы с современными информационными ресурсами и компьютерными технологиями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественная критика как общественное явление
1.1. Введение. Предмет и задачи курса. Историография вопроса.Художественная критика как общественное явление.Место критики в мире художественной культуры. Научно-публицистическая природа критической деятельности. Проявление субъективного и границы субъективного. Лекции 3 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Периодизация истории художественной критики. история художественной критики. У истоков отечественной критики. Лекции 3 1 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Западноевропейская художественная критика XVIII-XIX вв.: основные этапы развития. Сам. работа 3 12 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Тема. Дени Дидро (1713-1784) об искусстве. Мысли Д.Дидро о художественной критики. "Девять салонов" Д.Дидро. "Эссе о живописи" Д.Дидро. "Разноценные мысли о живописи, архитектуре, скульптуре и поэзии" Дидро. "Система критического анализа произведений искусства Дени Дидро" (метод критический стиль). Роль Д.Дидро в развитие Западно-европейской художественной критики. Практические 3 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Тема писатель Стендаль (1783-1842) - художественный критик. "История живописи в италии" (1811-1814, издание 1817)-романтический манифест. Стендаль о "Старых мастерах". "Салоны" Стендаля (1824, 1827 и др.): оценки, идеи, суждения.Роль Стендаля в развитии художественной критики в Западной Европе XIX в. Практические 3 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Развитие художественной критики во Франции в XVIII в.Развитие художественной критики Франции XIX в. Сам. работа 3 12 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Художественная критика в Англии этапы развития. Художественная критика Германии: этапы развития. Сам. работа 3 12 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Тема. Художественная критика в Англии и Германии. Труды Д.Ричардсона (1554-1745) "Опыт теории живописи (1715)" и "Знаток" (1719). Трактак "Анализ красоты" (1753) уильяма Хогарта. художественный критик Англии Уильям Хэзлитт (1778-1930). Противоречия Джона Рескина (1819-1900). Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. У истоков отечественной художественной критики. История русской критики XVIII в.
2.1. Противостояние различных тенденций в искусстве второй половины XVII в. XVIII в. - процесс оформления русской мысли об искусстве. Лекции 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. У истоков отечественной художественной критики. М.В. Ломоносов. Сам. работа 3 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Художественные коллекции в России в XVIII-XIX вв. как база для развития критической художественной мысли. Коллекции Н.Б. Юсупова. Сам. работа 3 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Основные направления художественной критики в русских журналах первой четверти XIX в. Лекции 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Формирование русской критической мысли на базе отечественного музейного строительства В.В. Стасов. Сам. работа 3 10 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Формирование Московского центра собирательства русской художественной школы в середине XIX в. Сам. работа 3 9 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. История русской критики XIX- начала ХХ вв.
3.1. И.В. Репин и критика. Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Формирование художественных коллекций Сибири в XIX - начале ХХ в. Сам. работа 3 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Тенденция развития советской художественной критики в середине и второй половины ХХ в. Сам. работа 3 8 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Требования к языку и стилю изложения в искусствоведчсеких статьях. Анализ статей выдающихся современных искусствоведов. Сам. работа 3 5 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Зачет 3 4 ПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. История художественной критики: методические рекомендации и программа курса АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 "Родинки на карте: провинциальная Россия XXI в . в фотоискусстве" - проект автор В.Клям, участник доктор исторических наук И.В.Октябрьская, доктор искувсствоведения Т.М.Степанская. rodinki.newsib.ru
Э2 Государственный художественный музей Алтайского края. muzei.ab.ru
Э3 Museu nacional d`art de Catalunya. www.mnac.cat
Э4 Государственный Эрмитаж. www.hermitagemuseum.org
Э5 Русский музей. rusmuseum.ru
Э6 История художественной критики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.