Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Цели дисциплины: - приобщить студентов к трудам выдающихся авторов художественной критики; - обучить анализу критических статей для приобртения собственного опыта их написания. Задачи дисциплины: - изучить виды и жанры художественной критики и историю их становления; - выявить новые тенденции художественной критики XX-XXI вв.; - показать роль художественного вкуса в профессиональном суждении об искусстве; - изучить проблемы формирования художественных школ в отечественной и зарубежной критике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-4 | способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
ПК-7 | способностью к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о месте критики в художественной культуре; - о видах и жанрах художественной критики; - предпосылки возникновения отечественной и зарубежной художественной критики; - первые труды по художественной критике отечественных авторов; - особенности взаимодействия художественной критики, истории искусства и искусствоведения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - писать рецензии на выставки, книги и статьи в периодической печати. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - анализа критической статьи выдающихся критиков прошлого и современности; - выступления в местной пероиодической печати в статьях и очерках о выставках с анализом экспозиции и творческими портретами художников; - работы с современными информационными ресурсами и компьютерными технологиями |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественная критика как общественное явление | ||||||
1.1. | Введение. Предмет и задачи курса. Историография вопроса.Художественная критика как общественное явление.Место критики в мире художественной культуры. Научно-публицистическая природа критической деятельности. Проявление субъективного и границы субъективного. | Лекции | 3 | 1 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Периодизация истории художественной критики. история художественной критики. У истоков отечественной критики. | Лекции | 3 | 1 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Западноевропейская художественная критика XVIII-XIX вв.: основные этапы развития. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Тема. Дени Дидро (1713-1784) об искусстве. Мысли Д.Дидро о художественной критики. "Девять салонов" Д.Дидро. "Эссе о живописи" Д.Дидро. "Разноценные мысли о живописи, архитектуре, скульптуре и поэзии" Дидро. "Система критического анализа произведений искусства Дени Дидро" (метод критический стиль). Роль Д.Дидро в развитие Западно-европейской художественной критики. | Практические | 3 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Тема писатель Стендаль (1783-1842) - художественный критик. "История живописи в италии" (1811-1814, издание 1817)-романтический манифест. Стендаль о "Старых мастерах". "Салоны" Стендаля (1824, 1827 и др.): оценки, идеи, суждения.Роль Стендаля в развитии художественной критики в Западной Европе XIX в. | Практические | 3 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Развитие художественной критики во Франции в XVIII в.Развитие художественной критики Франции XIX в. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Художественная критика в Англии этапы развития. Художественная критика Германии: этапы развития. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Тема. Художественная критика в Англии и Германии. Труды Д.Ричардсона (1554-1745) "Опыт теории живописи (1715)" и "Знаток" (1719). Трактак "Анализ красоты" (1753) уильяма Хогарта. художественный критик Англии Уильям Хэзлитт (1778-1930). Противоречия Джона Рескина (1819-1900). | Практические | 3 | 2 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. У истоков отечественной художественной критики. История русской критики XVIII в. | ||||||
2.1. | Противостояние различных тенденций в искусстве второй половины XVII в. XVIII в. - процесс оформления русской мысли об искусстве. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | У истоков отечественной художественной критики. М.В. Ломоносов. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Художественные коллекции в России в XVIII-XIX вв. как база для развития критической художественной мысли. Коллекции Н.Б. Юсупова. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Основные направления художественной критики в русских журналах первой четверти XIX в. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Формирование русской критической мысли на базе отечественного музейного строительства В.В. Стасов. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Формирование Московского центра собирательства русской художественной школы в середине XIX в. | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. История русской критики XIX- начала ХХ вв. | ||||||
3.1. | И.В. Репин и критика. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Формирование художественных коллекций Сибири в XIX - начале ХХ в. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Тенденция развития советской художественной критики в середине и второй половины ХХ в. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Требования к языку и стилю изложения в искусствоведчсеких статьях. Анализ статей выдающихся современных искусствоведов. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.5. | Зачет | 3 | 4 | ПК-4, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М. | Очерки истории искусства Алтая: | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | История художественной критики: методические рекомендации и программа курса | АлтГУ, 2003 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | "Родинки на карте: провинциальная Россия XXI в . в фотоискусстве" - проект автор В.Клям, участник доктор исторических наук И.В.Октябрьская, доктор искувсствоведения Т.М.Степанская. | rodinki.newsib.ru | ||
Э2 | Государственный художественный музей Алтайского края. | muzei.ab.ru | ||
Э3 | Museu nacional d`art de Catalunya. | www.mnac.cat | ||
Э4 | Государственный Эрмитаж. | www.hermitagemuseum.org | ||
Э5 | Русский музей. | rusmuseum.ru | ||
Э6 | История художественной критики | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |