Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_03_01_Юриспруденция-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н. И.В. Черданцева
1.1. | явлется занкомство с развитием религиозных систем, а также теоретическом формрование религиоведческого знания |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01 |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основные категории религиоведения как научной дисциплины; об истории формирования и развития различных религиозных систем; о религиозной ситуации в России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; основные вехи развития ранних, национальных и мировых религий; сформировать толерантное отношение к различным конфессиям и к людям, стоящим на атеистических позициях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализировать роль религии в обществе и ее влияние на развитие культуры, науки, образования и политику |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен | ||||||
1.1. | Формирование религиоведения как научной дисциплины | Лекции | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.2. | Структура религии и подходы к ее определению | Лекции | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.3. | Функционирование религии в обществе | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.4. | Мифологическое сознание | Лекции | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.5. | Мифологическое сознание | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.6. | Первобытные формы религии | Лекции | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.7. | Первобытные формы религии | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 2. Религии Древнего мира | ||||||
2.1. | Политеизм Древнего Египта | Практические | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.2. | Политеизм Древнего Египта | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.3. | Междуречье как источник этнических религий древних народов | Практические | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.4. | Междуречье как источник этнических религий древних народов | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.5. | Религиозные представления Древней Греции | Практические | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.6. | Религиозные представления Древней Греции | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.7. | Религиозные представления в Древнем Риме | Практические | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.8. | Религиозные представления в Древнем Риме | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 3. Национальные религии народов мира | ||||||
3.1. | Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм | Практические | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.2. | Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.3. | История развития религиозных представлений в Японии | Практические | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.4. | История развития религиозных представлений в Японии | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.5. | Индуизм | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.6. | Развитие альтернативных религиозных течений в Индии: джайнизм | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.7. | Эволюция синкретических религиозных направлений в Индии: сикхизм | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.8. | Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 4. Мировые религии | ||||||
4.1. | Буддизм | Практические | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.2. | Буддизм | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.3. | Ислам | Лекции | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.4. | Ислам как мировая религия | Практические | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.5. | Ислам как мировая религия | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.6. | Христианство | Лекции | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.7. | Христианство | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 5. Религия в современной России и нетрадиционные культы | ||||||
5.1. | Религия в современной России | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.2. | Современные нетрадиционные культы | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.3. | Надконфессиональная синкретическая религиозная философия | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает темы семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету. Вопросы к зачету представленны в фонде оценочных средств. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы докладов: 1. Формирование религиоведения как науки в XIX-XX вв. 2. Алтайский шаманизм. 3. Особенности мифологического сознания. 4. Ранние формы религии у традиционных народов (на конкретном примере) 5. Формирование Олимпийского пантеона в Древней Греции. 6. Государственные религиозные культы в Древнем Риме. 7. Религия и национальная культура. 8. Религия и массовая культура 9. Проблема определения религии. 10. Погребальный комплекс и обряд как основной источник для исследования архаических религиозных систем. 11. Гипотезы универсализма сюжета «О Великом Потопе» в мифологии народов мира. 12. Эволюция института жертвоприношений в Древнегреческой культовой традиции. 13. Буддийские космогонические представления и развитие современной научной трактовки картины мироздания. 14. Сикхская военно-религиозная доктрина: генезис и практическое значение. 15. Национальное самосознание Китая и конфуцианство. 16. Цивилизация древних парсов в авестийском описании. 17. Обычай и культ у древних евреев до Моисея. 18. Иудаизм в России. 19. Исламский фундаментализм 20. Сравнительный анализ библейских и коранических сюжетов: авторская версия. 21. Основы вероучения Карлоса Кастаньеды. 22. Причины существования и деятельности «сатанинских» групп в современном мире. 23. Оккультные науки и их влияние на человека. 24. Православная церковь в СССР. 25. Современная этноконфессиональная ситуация в Алтайском крае. 26. Религиозная конфликтология как научное направление. 27. Анализ этноконфессионального конфликта (на конкретном примере). 28. Зороастризм в современном мире. 29. Религия и политика: основные аспекты соприкосновения. 30. Буддизм в Центральной Азии. 31. Формирование синкретичных религиозных систем (на конкретном примере). 32. Деятельность Алтайской духовной миссии. 33. Религиозный лидер (на конкретном примере). 34. Психологическая функция религии. 35. Российское законодательство о религии. 36. Религия и право. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Красников А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.3 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8. |
Л2.4 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Яблоков И.Н. | История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата / : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0. |
Л2.6 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ПРоектл Академиоческое религиоведение | religiousstudies.in | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения занятий включает наличие ноутбука с программным обеспечением для проведения презентаций (например, PowerPoint) с акустической системой. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс "Религиоведение" включает лекционные и семинарские занятия, в рамках которых дстудент занкомится с теорией религиоведческой науки, а также с развитием различных религиозных форм. Лекционные занятия расчитаны на получение студентом теоретических знаний о развитии религиоведческой науки. В рамках лекционных занятий студент учется вести конспект, вычленять основные понятия и критерии религиоведческой науки. Лекции формруют у учащегостя теоретическую подготовку в области религиоведческой проблематике. На семиарских занятиях студент должен выступить с сообщением в рамках предложенных вопросов, а также дополнять своих одногруппников и всупать в научную дискуссию оперируя заниями полученными при изучении педложенной литературы. |