МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационный менеджмент современного предприятия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационный менеджмент современного предприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук профессор В. И. Псарев

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук профессор В. И. Псарев

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Преподавание курса имеет цель – дать современное представление об управлении в области информатизации, о месте информационной системы в системе управления экономическим объектом.
Задачи курса
• обучение студентов основам информационного менеджмента;
• формирование у студентов понятия производственного, инновационного, финансового менеджмента и особенностей управления персоналом в области информатизации;
• закрепление знаний по системному подходу в управлении системами на различных этапах их жизненного цикла;
• развитие навыков по формированию технологической среды информационной системы;
• развитие у студентов логического и аналитического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23: способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24: способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• компоненты архитектуры информационных технологий;
• структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия;
• основные процессы ИТ-инфраструктуры;
• методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия;
• классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;
• основные стандарты в области применения информационных технологий;
• рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами;
• основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем;
• методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.• выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия;
• обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия; оптимизировать ИТ-процессы;
• определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем; анализировать показатели эффективности информационных систем;
• организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктуры предприятия;
• навыками установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании; консультирования в области организации управления ИТ; выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия;
• навыками обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ;
• приемами разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы информационного менеджмента. Организация ИТ-менеджмента. Обоснование выбора ИТ. Совокупная стоимось владения ИТ. Управление качеством. Управление внедрением.
1.1. Введение в информационный менеджмент Лекции 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Организация ИТ-менеджмента Лекции 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Основы стратегического планирования информационных систем Лабораторные 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Риски ИС и безопасность: риск-менеджмент ИТ Лекции 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Фазы стратегического планирования информационных систем Лабораторные 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Выбор решений в области информационных технологий Лекции 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Управление экономическими аспектами ИТ Лабораторные 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Совокупная стоимость владения и сервисы ИТ Лекции 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Управление ИТ-персоналом Лабораторные 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Управление качеством в области ИТ Лекции 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Управление проектами в области ИТ Лабораторные 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Управление внедрением систем Лекции 3 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Управление эксплуатацией и сопровождением ИС Лабораторные 3 0.5 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Развитие ИС. Соотношение между приобретением готовых СИ, заказом разработки СИ посторонней фирме и изготовлением СИ собственными силами. Подходы к созданию ИС. Планирование в среде ИС. Необходимость и понятие стратегического планирования. Бизнес-стратегия. Составление стратегического плана в области ИТ. Лабораторные 3 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Функционально-стоимостной анализ в области ИС и ИТ. Понятие совокупной стоимости владения (ССВ). Основы модели ССВ. Распределение затрат на прямые и косвенные, на явные и скрытые затраты. Понятие бенчмаркинга. Расширения и модификации модели ССВ. Классификация рабочих мест предприятия в модели ССВ. Использование ССВ в управлении и проблема выбора объекта затрат. Соответствие элементов затрат объектам ИТ-инфраструктуры. Лабораторные 3 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.16. Стратегии внедрения ИС: параллельная, «скачок», «узкое место», «пилотный проект». Проблемы внедрения ИС, перспективы реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления. Организация бесконфликтного внедрения ИС. Создание единого коллектива. Обучение пользователей ИС (персонала фирмы-потребителя ИС). Управление эксплуатацией и сопровождением ИС Деятельность ИТ-менеджера фирмы-производителя по мониторингу соответствия ИТ-процессов требованиям бизнеса, управлению эксплуатацией ИС и ее сопровождением. Понятие горячей линии, «скорой помощи». Распространение новых версий. Работа ИТ-менеджера фирмы-потребителя по поддержанию ИС в рабочем состоянии, проблемы эксплуатации и сопровождения ИС. Лабораторные 3 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.17. Теоретическая подготовка по темам лекционных занятий, включая изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 16 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Разработка структуры баз данных в соответствии с заданием лабораторной работы № 1 Сам. работа 3 14 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.19. Подготовка отчета по лабораторной работе № 2 Сам. работа 3 16 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Проведение заключительного этапа расчетов по заданию лабораторной работы № 3 Сам. работа 3 12 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Выполнение упражнения по теме «Управление проектами в области ИТ» Сам. работа 3 12 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.22. Ответ на вопросы тестового задания по теме «Управление проектами в области ИТ» (с самостоятельной подготовкой по материалам основной и дополнительной литературы) Сам. работа 3 12 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.23. Подготовка реферата по предложенным индивидуальным темам Сам. работа 3 12 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг А.С. , Король И.А. Информационный менеджмент: Учебное пособие М: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114421
Л1.2 Голицына О.Л. Информационные системы: Учебное пособие М : Издательство "ФОРУМ", 2014 http://znanium.com/go.php?id=435900
Л1.3 Н.Д. Эриашвили, Г.Г. Чараев, О.В. Сараджева и др. Информационный менеджмент: Учебное пособие М : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426579
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Балдин Информационные системы в экономике: Учебник М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2017 http://znanium.com/go.php?id=327836
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 РосБизнесКонсалтинг http://www.rbc.ru/reviews/consulting
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к лабораторным занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого лабораторного занятия).