Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук профессор В.И. Псарев
1.1. | Преподавание курса имеет цель – дать современное представление об управлении в области информатизации, о месте информационной системы в системе управления экономическим объектом. Задачи курса • обучение студентов основам информационного менеджмента; • формирование у студентов понятия производственного, инновационного, финансового менеджмента и особенностей управления персоналом в области информатизации; • закрепление знаний по системному подходу в управлении системами на различных этапах их жизненного цикла; • развитие навыков по формированию технологической среды информационной системы; • развитие у студентов логического и аналитического мышления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-10 | Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью. |
ПК-11 | Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей |
ПК-12 | Способен выполнять оценку и выбор варианта архитектуры программного средства |
ПК-13 | Способен выполнять оценку возможности создания архитектупного проекта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • компоненты архитектуры информационных технологий; • структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия; • основные процессы ИТ-инфраструктуры; • методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия; • классификацию и характеристики аппаратных и программных средств; • основные стандарты в области применения информационных технологий; • рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами; • основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем; • методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия; • обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия; оптимизировать ИТ-процессы; • определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем; анализировать показатели эффективности информационных систем; • организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктуры предприятия; • навыками установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании; консультирования в области организации управления ИТ; выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия; • навыками обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ; • приемами разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы информационного менеджмента. Организация ИТ-менеджмента. Обоснование выбора ИТ. Совокупная стоимось владения ИТ. Управление качеством. Управление внедрением. | ||||||
1.1. | Введение в информационный менеджмент | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.2. | Организация ИТ-менеджмента | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.3. | Основы стратегического планирования информационных систем | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.4. | Риски ИС и безопасность: риск-менеджмент ИТ | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.5. | Фазы стратегического планирования информационных систем | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.6. | Выбор решений в области информационных технологий | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.7. | Управление экономическими аспектами ИТ | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.8. | Совокупная стоимость владения и сервисы ИТ | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.9. | Управление ИТ-персоналом | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.10. | Управление качеством в области ИТ | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.11. | Управление проектами в области ИТ | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.12. | Управление внедрением систем | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.13. | Управление эксплуатацией и сопровождением ИС | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.14. | Развитие ИС. Соотношение между приобретением готовых СИ, заказом разработки СИ посторонней фирме и изготовлением СИ собственными силами. Подходы к созданию ИС. Планирование в среде ИС. Необходимость и понятие стратегического планирования. Бизнес-стратегия. Составление стратегического плана в области ИТ. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.15. | Функционально-стоимостной анализ в области ИС и ИТ. Понятие совокупной стоимости владения (ССВ). Основы модели ССВ. Распределение затрат на прямые и косвенные, на явные и скрытые затраты. Понятие бенчмаркинга. Расширения и модификации модели ССВ. Классификация рабочих мест предприятия в модели ССВ. Использование ССВ в управлении и проблема выбора объекта затрат. Соответствие элементов затрат объектам ИТ-инфраструктуры. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.16. | Стратегии внедрения ИС: параллельная, «скачок», «узкое место», «пилотный проект». Проблемы внедрения ИС, перспективы реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления. Организация бесконфликтного внедрения ИС. Создание единого коллектива. Обучение пользователей ИС (персонала фирмы-потребителя ИС). Управление эксплуатацией и сопровождением ИС Деятельность ИТ-менеджера фирмы-производителя по мониторингу соответствия ИТ-процессов требованиям бизнеса, управлению эксплуатацией ИС и ее сопровождением. Понятие горячей линии, «скорой помощи». Распространение новых версий. Работа ИТ-менеджера фирмы-потребителя по поддержанию ИС в рабочем состоянии, проблемы эксплуатации и сопровождения ИС. | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.17. | Теоретическая подготовка по темам лекционных занятий, включая изучение основной и дополнительной литературы | Сам. работа | 7 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.18. | Разработка структуры баз данных в соответствии с заданием лабораторной работы № 1 | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.19. | Подготовка отчета по лабораторной работе № 2 | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.20. | Проведение заключительного этапа расчетов по заданию лабораторной работы № 3 | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.21. | Выполнение упражнения по теме «Управление проектами в области ИТ» | Сам. работа | 7 | 12 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.22. | Ответ на вопросы тестового задания по теме «Управление проектами в области ИТ» (с самостоятельной подготовкой по материалам основной и дополнительной литературы) | Сам. работа | 7 | 12 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.23. | Подготовка реферата по предложенным индивидуальным темам | Сам. работа | 7 | 10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гринберг А.С. , Король И.А. | Информационный менеджмент: Учебное пособие | М: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Н.Д. Эриашвили, Г.Г. Чараев, О.В. Сараджева и др. | Информационный менеджмент: Учебное пособие | М : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Голицына О.Л. | Информационные системы: Учебное пособие | М : Издательство "ФОРУМ", 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К.В. Балдин | Информационные системы в экономике: Учебник | М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | РосБизнесКонсалтинг | www.rbc.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия, практические и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое и лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к лабораторным занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС. При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем. Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются: - титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа); - результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю); - размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах; - выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого лабораторного занятия). |