Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в управлении финансами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИвУФ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор
1.1. | Цель дисциплины – освоение методов и средств проектирования информационных систем. Предметом изучения в рассматриваемой дисциплине являются автоматизированные информационные системы. В результате изучения дисциплины студент должен уметь проводить предпроектное обследование предприятия с целью получения комплексного описания предприятия и его бизнеса, создавать функциональную и информационную модели предприятия, выделять значимые взаимосвязи, необходимые для создания информационной системы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-3 | способностью исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий |
ОПК-6 | способностью к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями ООП магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • как на практике применять новые научные принципы и методы исследований; • как формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок; • как анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования; • как анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы; • как формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий; • как в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ- персоналом; • как использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС; • как использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию; • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; • исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий; • исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области; • выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков; • применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизированного решения прикладных задач различных классов и создания ИС; • проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • Навыками проведения маркетингового анализа ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач; • Навыками проектирования архитектуры и сервисов информационных систем предприятий в прикладной области; • Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия; • Навыками принятия эффективных проектных решений в условиях неопределенности и риска; • Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия; • Навыками управления информационными ресурсами и информационными системами; • Навыками управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций; • Навыками организации и проведения переговоров с представителями заказчика и профессиональных консультаций на предприятиях и в организациях; • Навыками использования международных информационных ресурсов и стандартов в информатизации предприятий и организаций; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие сведения об информационных системах | ||||||
1.1. | Общие сведения об информационных системах | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Методологические основы проектирования информационных систем | ||||||
2.1. | Методологические основы проектирования информационных систем | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Классификация экономической информации | ||||||
3.1. | Классификация экономической информации | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.1 |
3.2. | Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Бизнес-процессы предприятия | ||||||
4.1. | Бизнес-процессы предприятия | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose 2003. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
4.3. | Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose 2003. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 5. Методологии проектирования информационных систем | ||||||
5.1. | Структурный подход к проектированию информационных систем | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.1 |
5.2. | Объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
5.4. | Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 6. CASE-средства | ||||||
6.1. | CASE-средства | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
6.2. | Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проек-тирования. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
6.3. | Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проек-тирования. | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. | Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Леоненков А. | Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Маклаков С.В. | Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.: | М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Гома Х. | UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие | М.: ДМК Пресс, 2007 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чистов Д.В. - Отв. ред. | ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.econ.asu.ru | |||
Э2 | 2. http://www.citforum.ru | |||
Э3 | 3. http://www.rcb.ru | |||
Э4 | 4. http://www.intuit.ru | |||
Э5 | 5. http://www.expert.ru/ | |||
Э6 | 6. http://www.metaquotes.ru | |||
Э7 | Курс в Moodle "Методология и технология проектирования информационных систем" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Методические материалы по дисциплине расположены на едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1339 |