МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технология проектирования информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технология проектирования информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в управлении финансами
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоение методов и средств проектирования информационных систем.
Предметом изучения в рассматриваемой дисциплине являются автоматизированные информационные системы. В результате изучения дисциплины студент должен уметь проводить предпроектное обследование предприятия с целью получения комплексного описания предприятия и его бизнеса, создавать функциональную и информационную модели предприятия, выделять значимые взаимосвязи, необходимые для создания информационной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 способностью исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий
ОПК-6 способностью к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями ООП магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• как на практике применять новые научные принципы и методы исследований;
• как формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок;
• как анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования;
• как анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы;
• как формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий;
• как в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ- персоналом;
• как использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС;
• как использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов;
3.2.Уметь:
3.2.1.• управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию;
• понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
• исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий;
• исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области;
• выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков;
• применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизированного решения прикладных задач различных классов и создания ИС;
• проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками проведения маркетингового анализа ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач;
• Навыками проектирования архитектуры и сервисов информационных систем предприятий в прикладной области;
• Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия;
• Навыками принятия эффективных проектных решений в условиях неопределенности и риска;
• Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия;
• Навыками управления информационными ресурсами и информационными системами;
• Навыками управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций;
• Навыками организации и проведения переговоров с представителями заказчика и профессиональных консультаций на предприятиях и в организациях;
• Навыками использования международных информационных ресурсов и стандартов в информатизации предприятий и организаций;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения об информационных системах
1.1. Общие сведения об информационных системах Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л1.1, Л1.2
1.2. Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. Лабораторные 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. Сам. работа 3 14 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Методологические основы проектирования информационных систем
2.1. Методологические основы проектирования информационных систем Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1
2.2. Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. Лабораторные 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. Сам. работа 3 14 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Классификация экономической информации
3.1. Классификация экономической информации Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л1.1
3.2. Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. Сам. работа 3 12 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Бизнес-процессы предприятия
4.1. Бизнес-процессы предприятия Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1
4.2. Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose 2003. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose 2003. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Методологии проектирования информационных систем
5.1. Структурный подход к проектированию информационных систем Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л1.1
5.2. Объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
5.4. Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. Сам. работа 3 14 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 6. CASE-средства
6.1. CASE-средства Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.2. Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проек-тирования. Лабораторные 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.3. Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проек-тирования. Сам. работа 3 14 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.: М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.econ.asu.ru
Э2 2. http://www.citforum.ru
Э3 3. http://www.rcb.ru
Э4 4. http://www.intuit.ru
Э5 5. http://www.expert.ru/
Э6 6. http://www.metaquotes.ru
Э7 Курс в Moodle "Методология и технология проектирования информационных систем" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы по дисциплине расположены на едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1339