МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мониторинг туриндустрии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП_1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг туриндустрии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Мониторинг туриндустрии» является формирование умений проведения мониторинга развития туриндустрии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений
ПК-5 Способен применять научные концепции исследования и моделирования для обоснования стратегических решений по развитию сферы туризма на различных уровнях управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Содержание, цели и задачи социально-экономического мониторинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.разработать программу мониторинга туриндустрии, оценить состояние туриндустрии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и обработки информации о состоянии туриндустрии; методами оценки уровня развития туриндустрии и прогнозирования развития туриндустрии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие мониторинга. Виды, схема и значение социально-экономического мониторинга.
1.1. Мониторинг как информационная система. Классификация видов мониторинга. Структурные элементы мониторинга. Социально-экономический мониторинг. Лекции 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Социально-экономический мониторинг Практические 1 4 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада Сам. работа 1 10 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Методы наблюдения развития туриндустрии как объекта мониторинга.
2.1. Информационные источники мониторинга. Требования к источникам информации. Статистика туризма.Методы наблюдения развития туриндустрии как объекта мониторинга. Лекции 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. . Сам. работа 1 10 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Принципы и подходы к управлению, измерению и оценке развития и работы организации туриндустрии.
3.1. Принципы и подходы к управлению, измерению и оценке развития и работы организации туриндустрии. Практические 1 4 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л3.1, Л1.2
3.2. Расчетно-графические работы. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Сам. работа 1 10 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Оценка состояния развития объектов туриндустрии. Методы оценки и анализа основных тенденций развития рынка
4.1. Оценка состояния развития объектов туриндустрии. Методы оценки и анализа основных тенденций развития рынка Сам. работа 1 11 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л1.2
4.2. Оценка развития туриндустрии Лекции 1 4 ОПК-5, ПК-5 Л3.1, Л1.2
4.3. Расчетно-графические работы. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Подготовка к контрольной работе. Практические 1 6 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Прогнозирование рыночной ситуации. Виды прогнозирования. Методы прогнозирования
5.1. Прогнозирование рыночной ситуации. Виды прогнозирования. Методы прогнозирования Практические 1 6 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
5.2. Прогнозирование как этап мониторинга Лекции 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л3.1, Л1.2
5.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Расчетно-графические работы. Написание реферата. Сам. работа 1 10 ОПК-5, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
5.4. Экзамен 1 27 ОПК-5, ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Понятие и классификация социально-экономического мониторинга.
2. Цели и задачи мониторинга туриндустрии.
3. Принципы организации и проведения.
4. Структурные элементы мониторинга туриндустрии.
5. Место мониторинга туриндустрии в социально-экономическом мониторинге региона.
6. Статистические источники информации.
7. Показатели мониторинга туристского рынка.
8. Оценка экономической роли туризма.
9. Международный опыт оценки экономической роли туризма.
10. Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации.
11. Анализ пропорциональности развития рынка. Коэффициент соотношения, компаративный индекс.
12. Оценка эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Парадокс Джиффена. Парадокс Вебелена.
13. Анализ основной тенденции развития методы. Методы выявления тренда. Укрупнение интервала динамического ряда. Метод скользящей средней.
14. Анализ цикличности и сезонности развития рынка. Методы анализа.
15. Методы расчета и анализа уровня и структуры цен.
16. Научные основы экономического прогнозирования. Виды прогнозов. Принципы прогнозирования.
17. Классификация и область применения методов прогнозирования.
18. Формализованные методы.
19. Экспертные (интуитивные) методы. Метод экспертных оценок.
20. Виды экспертных оценок. Метод Дельфи.
21. Комплексные системы прогнозирования.
22. Верификация прогнозной модели.
23. Правовые основы мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов.
24. Мониторинг состояния туристских ресурсов.
25. Модели системы мониторинга туриндустрии на примере г. Санкт-Петербурга.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Проблемы статистического учета в туриндустрии.
2. Международные рекомендации по организации статистического учета в туризме.
3. Опыт организации мониторинга туриндустрии в г. Санкт-Петербурге.
4. Опыт организации мониторинга туриндустрии в Краснодарском крае.
5. Оценка уровня развития туриндустрии Краснодарского края.
6. Оценка уровня развития туриндустрии Калининградской области.
7. Оценка уровня развития туриндустрии Иркутской области.
8. Оценка уровня развития туриндустрии Алтайского края.
9. Оценка уровня развития туриндустрии Р.Алтай.
10. Оценка сезонности развития гостиничного сервиса на примере одного из субъектов РФ.
11. Факторы, определяющие уровень развития туриндустрии.
12. Прогнозирование развития туриндустрии на примере одного из субъектов РФ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Темный Ю. В. , Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник, учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2010
Л1.2 Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Здоров А. Б. Экономика туризма: М.: Финансы и статистика, 2004
Л2.2 В. С. Боголюбов, В. П. Орловская Экономика туризма: учеб. пособие М.: Академия, 2008
Л2.3 Н. В. Волкова Формирование и развитие средств размещения как части туристских ресурсов региона (на примере Московской области: автореф. дис.... канд. экон. наук М., 2004
Л2.4 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
Л2.5 Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: М.: Издательство РДЛ, 2007
Л2.6 Левизов Алексей Сергеевич Механизм прогнозирования туристской инфраструктуры как определяющего фактора экономического развития туризма в регионе: автореф. дис.... канд. экон. наук Владимир, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто О.В. Мониторинг туристской индустрии: учеб. пособие для студентов очного отд-ния геогр. фак. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Российский Союз Туриндустрии. http://www.rostourunion.ru/
Э2 2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э3 3. Федеральное агентство по туризму. http://www.russiatourism.ru/
Э4 4. Статистика туризма http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Э5 5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
Э6 6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю: http://ak.gks.ru/
Э7 Курс в Moodle "Мониторинг туристской индустрии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

В курсе «Мониторинг туристской индустрии» семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.