МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технология проектирования информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 12 12 20 20
Лабораторные 22 22 30 30 52 52
Сам. работа 78 78 75 75 153 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технология проектирования информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоение методов и средств проектирования информационных систем.
Предметом изучения в рассматриваемой дисциплине являются автоматизированные информационные системы. В результате изучения дисциплины студент должен уметь проводить предпроектное обследование предприятия с целью получения комплексного описания предприятия и его бизнеса, создавать функциональную и информационную модели предприятия, выделять значимые взаимосвязи, необходимые для создания информационной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ПК-1 Способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС
ПК-2 Способен проектировать архитектуру ИС предприятий и организаций в прикладной области
ПК-3 Способен проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств
ПК-4 Способен принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска
ПК-8 Способен формировать стратегию информатизацииприкладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий
ПК-10 Способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
ПК-11 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• как на практике применять новые научные принципы и методы исследований;
• как формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок;
• как анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования;
• как анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы;
• как формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий;
• как в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ- персоналом;
• как использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС;
• как использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов;
3.2.Уметь:
3.2.1.• управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию;
• понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
• исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий;
• исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области;
• выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков;
• применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизированного решения прикладных задач различных классов и создания ИС;
• проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками проведения маркетингового анализа ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач;
• Навыками проектирования архитектуры и сервисов информационных систем предприятий в прикладной области;
• Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия;
• Навыками принятия эффективных проектных решений в условиях неопределенности и риска;
• Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия;
• Навыками управления информационными ресурсами и информационными системами;
• Навыками управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций;
• Навыками организации и проведения переговоров с представителями заказчика и профессиональных консультаций на предприятиях и в организациях;
• Навыками использования международных информационных ресурсов и стандартов в информатизации предприятий и организаций;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения об информационных системах
1.1. Общие сведения об информационных системах Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. Лабораторные 1 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Методологические основы проектирования информационных систем
2.1. Методологические основы проектирования информационных систем Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. Лабораторные 1 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. Сам. работа 1 26 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Классификация экономической информации
3.1. Классификация экономической информации Лекции 1 2 Л1.1
3.2. Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. Лабораторные 1 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. Сам. работа 1 28 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Бизнес-процессы предприятия
4.1. Бизнес-процессы предприятия Лекции 2 4 Л2.2, Л1.1
4.2. Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Лабораторные 2 10 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Сам. работа 2 20 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Методологии проектирования информационных систем
5.1. Структурный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 2 Л1.1
5.2. Объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. Лабораторные 2 12 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
5.4. Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. Сам. работа 2 28 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 6. CASE-средства
6.1. CASE-средства Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.2. Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проек-тирования. Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.3. Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проектирования. Сам. работа 2 27 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.: М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.econ.asu.ru
Э2 2. http://www.citforum.ru
Э3 3. http://www.rcb.ru
Э4 4. http://www.intuit.ru
Э5 5. http://www.expert.ru/
Э6 6. http://www.metaquotes.ru
Э7 Курс в Moodle "Методология и технология проектирования информационных систем" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы по дисциплине расположены на едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1339