МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление информационной системой организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление информационной системой организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Формирование у студентов системы знаний об информационном менеджменте как о важнейшей составляющей системы управления организацией и мощном инструменте преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями процессного подхода к управлению
- Ознакомление студентов с возможностями современных информационных технологий проектирования процессного менеджмента в объеме, необходимом для принятия решения о целесообразности и обоснованности их использования в конкретных условиях проектирования современных бизнес-архитектур, бизнес-процессов, ИТ-сервисов предприятий, организаций, учреждений различного профиля.
Задачи учебной дисциплины:
- сформировать у студентов систему знаний в области процессного подхода к управлению как современной парадигмы проектирования и управления клиенто-ориентированной организацией;
- сформировать у студентов современную систему знаний в области ИТ сервис-менеджмента как важнейшей составляющей процессного менеджмента при организации управления информационными системами;
- ознакомить студентов с возможностями современных инструментальных средств проектирования процессного менеджмента информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
ПК-14 способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач
ПК-16 способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
ПК-17 способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-18 способностью принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методологии процессного менеджмента информационных систем на современном предприятии, в организациях, учреждениях различного профиля;
- классификацию информационных систем и технологий;
- текущие потребности рынка в области использования ИС и ИТ современных российскими и зарубежными организациями;
- методику разработки ИТ-стратегии организации;
- принцип технологического и приспособленного детерминизма;
- поведенческую и экономическую теории при оценке влияния информационной системы на организацию;
- модель конкурентных ценностей и культурных типов в разрезе внедрения и использования ИС;
- критерии выбора информационного управления;
- централизованную, децентрализованную, федеративная или дистрибьюторская модели организации ИТ-деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в практике управления предприятиями, организациями, учреждениями различного профиля, государственными и муниципальными структурами современные методы и инструментальные средства проектирования и создания процессного менеджмента информационных систем;
- оценивать альтернативные пути для позиционирования различных видов ИТ-деятельности;
- аргументировано обосновывать необходимость использования ИТ-аутсорсинга в организации;
- обозначать проблемы персонала, связанные с ИТ-обеспечением;
- оценивать пути контроля ИТ-деятельности и включать их в общую стратегию;
- предлагать тактические решения для осуществления ИТ-стратегии организации;
- использовать модели, чтобы проанализировать возможное стратегическое преимущество ИС для организации;
- определять роль информационных систем, используемых организацией;
- разрабатывать конкретные предложения по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений;
- организовывать работу ИТ-подразделения, предлагая иерархию основных задач для конкретной организации;
- объяснять контекстуальные факторы, которые влияют на ценность и значимость ИС, поддерживающих бизнес-процессы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования программных продуктов, предназначенных для информационной поддержки (автоматизации) процессного менеджмента информационных систем на предприятиях, в организациях, учреждениях различного профиля;
- методами и приемами построения матрицы информационной архитектуры;
- методами и приемами разработки рекомендаций по внедрению информационных систем с учетом существующего типа корпоративной культуры;
- методами и приемами разработки документов, регламентирующих деятельность ИТ-отдела организации;
- методами и приемами выбора типа информационного управления;
- методами и приемами разработки ИТ–стратегии организации;
- методами и приемами определения взаимосвязи ИТ-стратегии и других функциональных стратегий организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессный подход к управлению служблй ИТ предприятия. Моделирование бизнес-процессов.
1.1. Основы управления службой ИС. Процессы службы ИС. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. ИТ-сервисы. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы процессного менеджмента информационных систем.
2.1. ИТ-сервис - основа деятельности современной информационной системы. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. ITIL/ITSM - концептуальная основа процессов ИС-службы. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обзор решений в области информационной поддержки процессного менеджмента информационных систем на основе методологии ITSM с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL.
3.1. Решения Hewlett-Packard по управлению информационными системами. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Модель ITSM Reference Model и программные средства автоматизации управления ИТ-инфраструктурой предприятия HP Open View. Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Решения IBM по управлению информационными системами. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Модель информационных процессов ITPM и семейство продуктов IBM/Tivoli. Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Инструментальные средства проектирования ИТ сервис-менеджмента информационных систем с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL.
4.1. Система бизнес-моделирования "Business Studio 3.х". Обзор функциональных возможностей. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Система моделирования Бизнес-инженер 6.х.График-студио Lite. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия
5.1. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.4. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Лабораторный практикум
6.1. Проектирование моделей бизнес-процессов организации Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Проектирование моделей бизнес-процессов организации, оценка текущего времени и стоимости выполнения бизнес-процессов, перепроектирование бизнес-процессов для достижения лучших результатов. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Проектирование организационной структуры управления Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.4. Проектирование организационной структуры управления, распределение полномочий и ответственности за исполнение бизнес-процессов компании, назначение исполнителей отдельных действий в рамках бизнес-процессов, проведение расчета необходимого количества сотрудников. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.5. Регламентирующая документация Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.6. Формирование пакета регламентирующих документов: регламент бизнес-процесса, положение о подразделении, должностные инструкции и др. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.7. Разработка технического задания на автоматизацию Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.8. Разработка моделей бизнес-процессов "как будет" с учетом применения информационной системы, настройка и формирование отчета "Техническое задание на автоматизацию", включающее в себя перечень автоматизируемых бизнес-процессов, реестр функций информационной системы и перечень планируемых рабочих мест. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.9. Проектирование процессного менеджмента информационной системы Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.10. Создание моделей основных групп бизнес-процессов ИТ сервис-менеджмента библиотеки ITIL v.2, v3: процессы управления предоставлением сервисов, управления поддержкой сервисов и др. Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долженко А.И. Управление информационными системами: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова Эффективность информационных технологий: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: М.: Финансы и статистика, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.betec.ru/ ? Бизнес-инжиниринговые технологии
Э2 http://www.businessstudio.ru/ ? Современные технологии управления
Э3 http://www.naumen.ru/ ? Компания NAUMEN
Э4 http://www.itsmforum.ru/ ? The IT Service Management Forum (itSMF) России
Э5 http://www.itsmfi.org ?The IT Service Management Forum International (itSMF)
Э6 http://www.itexpert.ru/ ? Компания IT Expert
Э7 Курс в Moodle "Управление информационной системой организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции и лабораторный практикум. По практикуму предусмотрено использование индивидуального подхода обучения, каждый студент выбирает тематику своего проекта.
Для закрепления промежуточных теоретических знаний предусмотрен коллоквиум.
В конце изучения дисциплины по теории предусмотрен тест. Дисциплина заканчивается экзаменом.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Самостоятельная работа(изучение теоретического курса)
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
Лабораторные работы - это активная форма учебного процесса. При подготовке к лабораторным работам студенту необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Лабораторные работы предполагают выполнение заданий и решение задач на ПК.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В индивидуальной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде комплекта документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Задание на практическую работу включает содержательную постановку задачи в некоторой предметной области. Индивидуальное задание каждый студент получает у преподавателя, который осуществляет руководство в соответствии с перечнем тематик работ.
Подготовка индивидуального задания является одной из форм обучения обучающегося. Данная форма обучения направлена на:
- организацию и повышение уровня самостоятельной работы;
- усиления контроля за результатами самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельных работ акцент делается на формирование навыков работы студентов с научно-технической литературой; работы с сетью Internet; на систематизацию материала для решения поставленных задач; на формирование навыков оформления результатов выполненных работ (пояснительной записки, ссылок на литературные источники, выводе по работе). Защита работы проводится индивидуально каждым студентом.
Оформление отчетов и других материалов должно приводиться в соответствии с действующими стандартами. В процессе защиты работы студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся темы самостоятельной работы.
Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, конспектов лекции, участие в проводимых контрольных опросах, тестирование по модулям и темам, выполнение письменной работы на коллоквиуме, проводимом после завершения лекционной части курса.