МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv09_03_03_ПИЭ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение особенностей реализации процессов сопровождения и адаптации прикладных программных продуктов в условиях повышения требований к эффективности эксплуатации элементов информационной инфраструктуры организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем
ПК-11 способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
ПК-12 способностью проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• особенности функционирования и ограничения программного обеспечения отраслевой направленности;
• причины возникновения проблем совместимости программного обеспечения;
• инструменты разрешения проблем совместимости программного обеспечения;
• методы устранения проблем совместимости программного обеспечения;
• основные приложения систем CRM;
• ключевые показатели управления обслуживанием;
• принципы построения систем мотивации сотрудников;
• бизнес-процессы управления обслуживанием;
• принципы визуального представления информации;
• технологии продвижения информационных ресурсов;
• жизненный цикл программного обеспечения;
• назначение, характеристики и возможности программного обеспечения отраслевой направленности;
• критерии эффективности использования программных продуктов;
• виды обслуживания программных продуктов;
• основные задачи сопровождения информационной системы;
• регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
• типы тестирования;
• характеристики и атрибуты качества;
• методы обеспечения и контроля качества;
• терминология и методы резервного копирования;
• отказы системы; восстановление информации в информационной системе;
• задачи и функции информационных систем;
• основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
• особенности программных средств, используемых в разработке информационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.• определять приложения, вызывающие проблемы совместимости;
• определять совместимость программного обеспечения;
• выбирать методы для выявления и устранения проблем совместимости;
• управлять версионностью программного обеспечения;
• проводить интервьюирование и анкетирование;
• определять удовлетворенность клиентов качеством услуг;
• работать в системах CRM;
• осуществлять подготовку презентации программного продукта;
• проводить презентацию программного продукта;
• осуществлять продвижение информационного ресурса в сети Интернет;
• выбирать технологии продвижения информационного ресурса в зависимости от поставленной задачи;
• инсталлировать программное обеспечение отраслевой направленности;
• осуществлять мониторинг текущих характеристик программного обеспечения;
• проводить обновление версий программных продуктов;
• вырабатывать рекомендации по эффективному использованию программных продуктов;
• консультировать пользователей в пределах своей компетенции;
• осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации;
• поддерживать документацию в актуальном состоянии;
• идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
• производить документирование на этапе сопровождения;
• использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы оценки экономической эффективности информационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками выявления и разрешения проблем совместимости профессионально ориентированного программного обеспечения;
• приемами работы с системами управления взаимоотношений с клиентом;
• навыками продвижения и презентации программной продукции;
• навыками обслуживания, тестовых проверок, настройки программного обеспечения отраслевой направленности;
• навыками инсталляции, настройки и сопровождения информационной системы;
• навыками выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
• навыками участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этап опытной эксплуатации;
• навыками разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
• навыками участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение внедрения и поддержки программного обеспечения компьютерных систем
1.1. Основные методы внедрения и анализа функционирования программного обеспечения Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2
1.2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Основные процессы и взаимосвязь между документами в ин формационной системе согласно стандартам. Виды внедрения, план внедрения. Стратегии, цели и сценарии внедрения. Функции менеджера сопровождения и менеджера развертывания. Типовые функции инструментария для автоматизации процесса внедрения информационной системы Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.3. Оценка качества функционирования информационной системы. CALS-технологии. Организация процесса обновления в информационной системе. Регламенты обновления. Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2
1.4. Тестирование программного обеспечения в процессе внедрения и эксплуатации. Эксплуатационная документация Лекции 9 0,5 ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.5. Разработка сценария внедрения программного продукта для рабочего места Лабораторные 9 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2
1.6. Разработка руководства оператора Лабораторные 9 1 ПК-10 Л1.2
1.7. Разработка (подготовка) документации и отчетных форм для внедрения программных средств Лабораторные 9 1 ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.8. Загрузка и установка программного обеспечения Лекции 9 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
1.9. Понятие совместимости программного обеспечения. Аппаратная и программная совместимость. Совместимость драйверов. Причины возникновения проблем совместимости. Методы выявления проблем совместимости ПО. Выполнение чистой загрузки. Выявление причин возникновения проблем совместимости ПО. Выбор методов выявления совместимости. Проблемы перехода на новые версии программ. Мастер совместимости программ. Инструментарий учета аппаратных компонентов. Анализ приложений с проблемами совместимости. Использование динамически загружаемых библиотек. Механизм решения проблем совместимости на основе «системных заплаток». Разработка модулей обеспечения совместимости Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.10. Создание в системе виртуальной машины для исполнения приложений. Решение проблем конфигурации с помощью групповых политик. Тестирование на совместимость в безопасном режиме. Восстановление системы. Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.11. Производительность ПК. Проблемы производительности. Инструменты повышения производительности программного обеспечения. Средства диагностики оборудования. Разрешение проблем аппаратного сбоя Лекции 9 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.12. Измерение и анализ эксплуатационных характеристик качества программного обеспечения Лабораторные 9 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.13. Выявление и документирование проблем установки программного обеспечения Лабораторные 9 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.14. Конфигурирование программных и аппаратных средств Лабораторные 9 1 ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.15. Обеспечение внедрения и поддержки программного обеспечения компьютерных систем. Самоподготовка и выполнение заданий. Сам. работа 9 48 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Обеспечение качества компьютерных систем в процессе эксплуатации
2.1. Основные методы обеспечения качества функционирования Лекции 9 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1
2.2. Многоуровневая модель качества программного обеспечения. Объекты уязвимости. Дестабилизирующие факторы и угрозы надежности. Методы предотвращения угроз надежности Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ рисков и характеристик качества программного обеспечения при внедрении. Лекции 9 0,5 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.4. Тестирование программных продуктов Лабораторные 9 0,5 ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Сравнение результатов тестирования с требованиями технического задания и/или спецификацией Лабораторные 9 0,5 ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Анализ рисков.Выявление первичных и вторичных ошибок Лабораторные 9 1 ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Настройка политики безопасности. Лабораторные 9 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2
2.8. Методы и средства защиты компьютерных систем Лекции 9 0,5 ПК-10 Л1.1, Л1.2
2.9. Групповые политики. Аутентификация. Учетные записи. Тестирование защиты программного обеспечения Лекции 9 0,5 ПК-10 Л1.1, Л1.2
2.10. Работа с реестром. Лабораторные 9 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2
2.11. Работа с программой восстановления файлов и очистки дисков Лабораторные 9 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2
2.12. Обеспечение качества компьютерных систем в процессе эксплуатации. Самоподготовка и выполнение заданий. Сам. работа 9 40 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бирюков А.А. Информационная безопасность: защита и нападение: ДМК Пресс, 2017 \\ ЭБС Лань e.lanbook.com
Л1.2 Скрипник Д. А. ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1: Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» - ЭБС "ОНЛАЙН", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липунцов Ю. П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий: М.: ДМК Пресс, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум по информационным технологиям citforum.ru
Э2 Национальный открытый университет "Интуит" www.intuit.ru
Э3 Открытые системы www.osp.ru
Э4 Курс в Moodle "Сопровождение и адаптация программного обеспечения организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает лекции, лабораторные работы, самостоятельную работу.
Весь цикл лекционных занятий по дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций, лекции проводятся с элементами дискуссии.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
При сдаче работ не следует пытаться сдать не свою работу. Не следует также дублировать темы работ, потому что это только вызовет дополнительные вопросы, главный из которых - чем работа лучше предыдущей на эту же тему.
Для подготовки к зачету не следует зубрить ответы на все вопросы, так как: 1) для подготовки к зачету достаточно посещать все лекции и внимательно их слушать; 2) нет никакой гарантии, что на зачете будут заданы вызубренные вопросы; 3) на зачете возможны дополнительные вопросы, в том числе - и по сданным заданиям. Поэтому хорошая работа в семестре - гарантия высокой оценки.
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:
• работа с лекционным материалом;
• подготовка к лабораторным работам; опережающая самостоятельная работа;
• изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
• подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации.
Творческая СРС включает:
• поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию;
• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
• анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.