МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектный практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-3-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 131
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 22,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 36 36 26 26 62 62
Сам. работа 92 92 39 39 131 131
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Проектный практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Сформировать умения и навыки использования современных методик проектирования экономических ИС и средств их инструментальной поддержки;
• Сформировать умения использовать современные и проверенные на практике подходы, позволяющие автоматизировать создание сложных программных систем;
• Сформировать представление о проектировании информационных систем как формальном процессе, который можно изучать и совершенствовать;
• Расширить теоретическую и практическую базу для анализа предметной области, разработки состава и структуры информационных систем.
• Выбирать средства автоматизации проектирования и адаптации информационных систем и технологий к потребностям конкретного предприятия и/или организации;
• Определять и использовать типовые подходы к построению сложных информационных и программных систем;
• Организовывать работы по проектированию программных средств (ПС) и выполнению различных этапов процесса проектирования;
• Использовать при создания сложных ПС стандарты открытых систем и CASE-технологии;
• Проектировать, конструировать и отлаживать ПС в соответствии со стандартами и заданными критериями качества;
• Оформлять документацию на ИС и ПС;
• Оценивать технико-экономические показатели разработки ПС;
• Обеспечивать требуемую функциональность системы и адаптивность к изменяющимся условиям ее функционирования;
• Проектировать реализуемые в системе объекты данных;
• Проектировать ПС и средства интерфейса (экранные формы, отчеты), которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
• Учитывать конкретные среды или технологии реализации проекта: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-2 способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-4 способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-5 способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений
ПК-6 способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
ПК-7 способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач
ПК-8 способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
• методы и средства оценки затрат проекта и экономической эффективности ИС;
• методологии проектирования; технологии, стандарты и средства проектирования ИС различных предметных областей; основные этапы проектирования ИС; модели жизненного цикла ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.• проводить анализ экономической предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС в области экономики;
• разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
• проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач;
• выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта;
• осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации;
• ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС;
• определять эффективность выбираемых решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов;
• разработки технологической документации; использования функциональных и технологических стандартов ИС в области экономики;
• работы с инструментальными средствами проектирования элементов ИС и системы в целом, управления проектами ИС;
• навыки использования основных методов проектирования ИС с использованием CASE-технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпроектное обследование предметной области.
1.1. Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Интервьюирование. Анкетирование. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели деятельности. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Разработка отчета и заявки на разработку АС. Лабораторные 6 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 6 24 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Концепция проекта.
2.1. Анализ требований. Разработка технического задания. Документ Видение. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Разработка концепции ИС. Лабораторные 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 6 28 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Системная архитектура проекта.
3.1. Описательная модель предметной области; жизненный цикл; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация. Лекции 6 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Разработка эскизного проекта. Лабораторные 6 14 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 6 40 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Оценка затрат проекта.
4.1. Экономическая оценка внедрения программного обеспечения. Лекции 7 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Бизнес-планирование. Операционная деятельность. Инвестиционная деятельность. Финансовая деятельность. Оценка эффективности инвестиций. Функционально-стоимостной анализ процессов. Оценка экономического внедрения программного обеспечения. Лабораторные 7 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Разработка ТЭО. Сам. работа 7 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Информационные технологии в управлении проектами.
5.1. Сущность управления проектами. Основы технологии PERT. Модель проекта. Представление модели проекта в системах управления проектами. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Разработка сетевого графика проекта.
6.1. Планирование проекта в системе управления проектами. Лекции 7 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Разработка календарного плана-графика проектных работ. Лабораторные 7 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка сетевого плана-графика проекта. Сам. работа 7 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Управление временем выполнения проекта.
7.1. Управление временем выполнения проекта. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 7 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Управление отклонениями от плана и проектными рисками.
8.1. Этапы управления отклонениями. Риски программных проектов и методология управления рисками в соответствии с PMBoK. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 7 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Завершение проекта.
9.1. Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Подготовка документов, необходимых для успешного завершения проекта. Лабораторные 7 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 7 7 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ехлаков Ю.П. Управление программными проектами: учебник Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники/ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыбалова Е.А. Управление проектами: учебное пособие Томск : Факультет дистанционного обучения ТУСУРа/ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141626
Э2 http://pro-spo.ru/glossary/3702-34-j-gost-dlya-sisadminov
Э3 Интернет-университет информационных технологий (электронный курс) – http://www.intuit.ru Презентации лекций, список литературы, полезные ссылки - http://pta-ipm.narod.ru SWEBOK (рус.) - http://sorlik.blogspot.com Microsoft Solution Framework White Paper June 2002, http://www.microsoft.com/msf/
Э4 Курс в Moodle "Проектный практикум" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания размещены на портале Moodle по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=639