Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 16 | 16 | 36 | 36 |
Лабораторные | 36 | 36 | 26 | 26 | 62 | 62 |
Сам. работа | 88 | 88 | 39 | 39 | 127 | 127 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор
1.1. | • Сформировать умения и навыки использования современных методик проектирования экономических ИС и средств их инструментальной поддержки; • Сформировать умения использовать современные и проверенные на практике подходы, позволяющие автоматизировать создание сложных программных систем; • Сформировать представление о проектировании информационных систем как формальном процессе, который можно изучать и совершенствовать; • Расширить теоретическую и практическую базу для анализа предметной области, разработки состава и структуры информационных систем. • Выбирать средства автоматизации проектирования и адаптации информационных систем и технологий к потребностям конкретного предприятия и/или организации; • Определять и использовать типовые подходы к построению сложных информационных и программных систем; • Организовывать работы по проектированию программных средств (ПС) и выполнению различных этапов процесса проектирования; • Использовать при создания сложных ПС стандарты открытых систем и CASE-технологии; • Проектировать, конструировать и отлаживать ПС в соответствии со стандартами и заданными критериями качества; • Оформлять документацию на ИС и ПС; • Оценивать технико-экономические показатели разработки ПС; • Обеспечивать требуемую функциональность системы и адаптивность к изменяющимся условиям ее функционирования; • Проектировать реализуемые в системе объекты данных; • Проектировать ПС и средства интерфейса (экранные формы, отчеты), которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; • Учитывать конкретные среды или технологии реализации проекта: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе |
ПК-2 | способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение |
ПК-3 | способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения |
ПК-4 | способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла |
ПК-5 | способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений |
ПК-6 | способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика |
ПК-7 | способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач |
ПК-8 | способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла; • методы и средства оценки затрат проекта и экономической эффективности ИС; • методологии проектирования; технологии, стандарты и средства проектирования ИС различных предметных областей; основные этапы проектирования ИС; модели жизненного цикла ИС. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • проводить анализ экономической предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС в области экономики; • разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС; • проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач; • выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта; • осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации; • ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС; • определять эффективность выбираемых решений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов; • разработки технологической документации; использования функциональных и технологических стандартов ИС в области экономики; • работы с инструментальными средствами проектирования элементов ИС и системы в целом, управления проектами ИС; • навыки использования основных методов проектирования ИС с использованием CASE-технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предпроектное обследование предметной области. | ||||||
1.1. | Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Интервьюирование. Анкетирование. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели деятельности. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Разработка отчета и заявки на разработку АС. | Лабораторные | 6 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Оформление отчета по теме. | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Концепция проекта. | ||||||
2.1. | Анализ требований. Разработка технического задания. Документ Видение. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование. | Лекции | 6 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Разработка концепции ИС. | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Оформление отчета по теме. | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Системная архитектура проекта. | ||||||
3.1. | Описательная модель предметной области; жизненный цикл; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация. | Лекции | 6 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Разработка эскизного проекта. | Лабораторные | 6 | 14 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Оформление отчета по теме. | Сам. работа | 6 | 40 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Оценка затрат проекта. | ||||||
4.1. | Экономическая оценка внедрения программного обеспечения. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Бизнес-планирование. Операционная деятельность. Инвестиционная деятельность. Финансовая деятельность. Оценка эффективности инвестиций. Функционально-стоимостной анализ процессов. Оценка экономического внедрения программного обеспечения. | Лабораторные | 7 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Разработка ТЭО. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Информационные технологии в управлении проектами. | ||||||
5.1. | Сущность управления проектами. Основы технологии PERT. Модель проекта. Представление модели проекта в системах управления проектами. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Самостоятельная работа с литературой по теме. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Разработка сетевого графика проекта. | ||||||
6.1. | Планирование проекта в системе управления проектами. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Разработка календарного плана-графика проектных работ. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Подготовка сетевого плана-графика проекта. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Управление временем выполнения проекта. | ||||||
7.1. | Управление временем выполнения проекта. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
7.2. | Самостоятельная работа с литературой по теме. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Управление отклонениями от плана и проектными рисками. | ||||||
8.1. | Этапы управления отклонениями. Риски программных проектов и методология управления рисками в соответствии с PMBoK. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Самостоятельная работа с литературой по теме. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 9. Завершение проекта. | ||||||
9.1. | Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
9.2. | Подготовка документов, необходимых для успешного завершения проекта. | Лабораторные | 7 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
9.3. | Оформление отчета по теме. | Сам. работа | 7 | 7 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ехлаков Ю.П. | Управление программными проектами: учебник | Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники/ЭБС "ONLINE", 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. | Управление проектами: учебное пособие | Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рыбалова Е.А. | Управление проектами: учебное пособие | Томск : Факультет дистанционного обучения ТУСУРа/ЭБС "ONLINE", 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. | Проектирование информационных систем: | Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141626 | |||
Э2 | http://pro-spo.ru/glossary/3702-34-j-gost-dlya-sisadminov | |||
Э3 | Интернет-университет информационных технологий (электронный курс) – http://www.intuit.ru Презентации лекций, список литературы, полезные ссылки - http://pta-ipm.narod.ru SWEBOK (рус.) - http://sorlik.blogspot.com Microsoft Solution Framework White Paper June 2002, http://www.microsoft.com/msf/ | |||
Э4 | Курс в Moodle "Проектный практикум" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
Методические указания размещены на портале Moodle по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=639 |