МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы информационной культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Константинова О.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы информационной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, Жариков А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой доцент, Жариков А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы информационной культуры» являются изучение теоретических основ информатики и подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютеров, прикладных программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие представления об информатике как науке, информационных технологиях, программном обеспечении персонального компьютера, методах обработки данных, файлов, графики
3.2.Уметь:
3.2.1.настраивать интерфейс программ для активной работы на персональном компьютере; пользоваться современным офисным программным обеспечением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования персональным компьютером для оформления документов, обработки данных, подготовки презентаций, ведения деловой переписки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.
1.1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Принципы действия и порядок функционирования современного компьютера при обработке информации. Логические основы ЭВМ. Практические 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Основные структуры данных. Позиционные системы счисления. Практические 2 6 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Программные средства реализации технологии обработки текстовых документов
2.4. Компьютерные технологии обработки текстовых документов. Основные операции обработки текста. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Правила набора и оформления текстовой документации. Редактирование, форматирование документов. Стили документов. Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
2.6. Создание таблиц с использованием текстовых редакторов. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Объекты в Word и приемы управления ими. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Технические средства реализации информационных процессов
3.8. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
3.9. История развития ЭВМ. Принцип организации компьютера и устройства, входящие в его состав. Внутренняя архитектура компьютера; упрощенная схема функциональных блоков процессора; виды памяти; системная шина. Программный принцип управления компьютером. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.10. Устройства ввода/вывода данных, данных, их разновидности и основные характеристики. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Программные средства реализации информационных процессов
4.11. Программное обеспечение ЭВМ: Классификация и виды программного обеспечения для персонального компьютера. Операционные системы. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.12. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Обеспечение интерфейса пользователя. Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
4.13. Организация работы пользователя на ПК. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.14. Технологии обработки графической информации. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.15. Средства электронных презентаций. Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Обработка информации средствами электронных таблиц
5.16. Электронные таблицы как инструментарий решения функциональных задач. Основные понятия, возможности и способы организации работы. Структура электронных таблиц. Адресация ячеек. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
5.17. Автоматизация ввода данных. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблицы. Подготовка документа к печати. Практические 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1
5.18. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Использование встроенных возможностей анализа данных. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлен в отдельном файле
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
представлен в отдельном файле
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в отдельном файле
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Трофимова В.В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата: Учебник М.: ЮРАЙТ // ЭБС , 2018 https://biblio-online.ru/book/informatika-v-2-t-tom-2-421398
Л1.2 В.В. Трофимов, М. И. Барабанова ; отв. ред. В. В. Трофимов. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F0FE998E-C747-4ABB-84E3-07A146765A50
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/2504
Л2.2 О. П. Новожилов Информатика : учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/FEE705BC-11CB-46EB-810E-2634A4DE5E46.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы «Яндекс», «Google»; https://yandex.ru/
Э2 cправочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»; http://www.consultant.ru/
Э3 база нормативных документов «NormaCS»; http://www.normacs.ru/
Э4 http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows; MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
18М помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи, учебно-методическая документация.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Важнейшим организационно-методическим разделом является так называемый балльно-рейтинговый план дисциплины, в котором содержатся критерии оценок и система оценивания (в баллах) всех форм работы студентов в ходе изучения дисциплины. Поскольку подготовка к лекциям и практическим занятиям составляют основной объем текущей самостоятельной работы на протяжении всего периода изучения дисциплины, а ее результаты в значительной степени определяют индивидуальный (балльный) рейтинг студента, то аттестация по дисциплине напрямую зависит от академической активности студента в течение семестра.
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету/экзамену).
При выполнении практических заданий обучающимся необходимо: последовательно читать методическое указание и осуществлять соответствующие действия на компьютере для полного и точного выполнения задания. При необходимости следует обратиться к преподавателю за разъяснениями. Обучающимся, не явившимся на занятие, следует отработать его в специально отведенное время преподавателя.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете систематизированного варианта ответа.