МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование ИТ- ифраструктуры предприятия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проектирование ИТ- ифраструктуры предприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• изучение современных технологий, методов и инструментальных средств, используемых для управления ИТ-инфраструктурой предприятия и оптимизации функционирования ИТ-подразделения;
• формирование у студентов навыков использования полученных знаний при реализации проектов разработки информационных систем в различных областях и оптимизации функционирования бизнес-процессов ИТ-подразделения.
Задачи:
• сформировать понятия информационной инфраструктуры;
• рассмотреть роль инфраструктуры в ИС и ИТ;
• определить место управления информационной инфраструктурой в общей структуре управления предприятием;
• ознакомить с концептуальной структурой (SA-модель) управление предприятием;
• рассмотреть методы и средства управления информационной инфраструктурой;
• рассмотреть методику описания архитектур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-17: способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-20: способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем
ПК-21: способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
ПК-22: способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• компоненты архитектуры информационных технологий;
• структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия;
• основные процессы ИТ-инфраструктуры;
• методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия;
• классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;
• основные стандарты в области применения информационных технологий;
• рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами;
• основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем;
• методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.• выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия;
• обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия; оптимизировать ИТ-процессы;
• определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем; анализировать показатели эффективности информационных систем;
• организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктуры предприятия;
• навыками установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании; консультирования в области организации управления ИТ; выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия;
• навыками обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ;
• приемами разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура информационных технологий. Понятие ИТ-инфраструктуры предприятия.
1.1. Компоненты архитектуры информационных технологий. Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура приложений. Архитектура интеграции. Архитектура общих сервисов. Архитектура информации. Архитектура инфраструктуры. Архитектура как руководство по выбору технологических решений. Планирование корпоративной архитектуры. Понятие ИТ–инфраструктуры предприятия. Задачи и значение ИТ–инфраструктуры. Факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия. Зависимость бизнеса от организации ИТ-инфраструктуры. Современные подходы к совершенствованию ИТ-процессов. Процессный подход. Лекции 5 0.5 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. ИТ-инфраструктура предприятия Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационные технологии и архитектура предприятия. Процесс разработки архитектуры предприятия.
2.4. Проблемы выбора аппаратно-программной платформы, соответствующей потребностям прикладной области. Классификация компьютеров по областям применения. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Планирование сети. Тенденции развития локальных сетей. Тенденции развития глобальных сетей. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД. Стратегические проблемы создания корпоративных приложений. Защита корпоративной информации при использовании публичных глобальных сетей. Создание интегрированной системы управления. Планирование этапов и способов внедрения новых технологий. Лекции 5 0.5 ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка архитектуры информационной системы предприятия Практические 5 1 ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.6. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 12 ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия: ITIL, СOBIT. Основы процессного управления ИТ
3.7. Передовые методы организации работы ИТ-служб. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Основные понятия и философия библиотеки ITIL. Сервисный подход при организации работ. Основные характеристики процессов, входящих в разделы Поддержка и Предоставление услуг. Ключевые понятия процесса. Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
3.8. Поддержка услуг (Service Support). Служба Service Desk: цели, задачи, способы организации. Help Desk - организация диспетчерской службы, единая точка приема всех входящих событий. Управление проблемами: этапы процесса, организация деятельности по процессу. Значение процессов управления инцидентами и проблемами. Процесс Incident Management. Процесс Problem Management. Процесс Configuration Management.Процесс Change Management. Процесс Release Management. Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
3.9. Предоставление услуг (Service Delivery).Вопросы качества. Процесс Service Level Management. Процесс Financial Management for IT Services. Процесс Availability Management. Процесс Capacity Management. Процесс IT Service Continuity Management. Стандарт CobiT. Описание четырех доменов. Модель зрелости. Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
3.10. Применение ITIL в усовершенствовании ИТ-инфраструктуры предприятия Практические 5 1 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
3.11. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 16 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия: MOF (Maйкрософт), ITSM (HP).
4.12. Целесообразность создания системы управления ИТ-инфраструктурой. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Обеспечение прозрачности инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Примеры систем управления. Лекции 5 0.25 ПК-1, ПК-22 Л1.1, Л2.1
4.13. MOF - Microsoft Operations Framework. Интерпретация сервисного подхода к управлению ИТ от Микрософт - составные части, отличия от ITIL, преимущества и недостатки. Введение в MOF. Подход MOF к сервис-менеджменту. MOF — миссия, цели и структура подхода. Модели MOF. Использование библиотеки ITIL. Взаимоотношения между подходом MOF и библиотекой ITIL. MOF — Модель процессов. Функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMF). MOF — Модель команды. Модель команды и коммуникации. MOF — Модель управления рисками. Значение управления рисками для оперативной работы ИТ. Лекции 5 0.5 ПК-1, ПК-22 Л1.1, Л2.1
4.14. Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Преимущества модели. Группы процессов: Гарантированное предоставления услуг; Координация бизнеса и ИТ; Проектирование услуг и управление ими; Разработка и развертывание услуг; Контроль деятельности. Координация бизнеса и ИТ. Лекции 5 0.25 ПК-1, ПК-22 Л1.1, Л2.1
4.15. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия: MOF (Maйкрософт), ITSM (HP) Практические 5 1 ПК-1, ПК-22 Л1.1, Л2.1
4.16. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 16 ПК-1, ПК-22 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Построение оптимальной ИТ-инфраструктуры предприятия на основе бизнес-стратегии предприятия.
5.17. Цели и задачи упорядочения процессов управления ИТ-ресурсами. Роль управления ИТ-ресурсами в ИТ-стратегии предприятия. Внутренние и внешние факторы, влияющие на процессы управления ИТ-ресурсами. Практика организации процессов управления ИТ-ресурами в российских компаниях. Организация проекта по внедрению процессов управления ИТ-ресурсами в соответствии с требованиями ITSM: определение этапов проекта, результатов, ресурсов, рисков. Обсуждение проектов, разработанных слушателями. Цели и задачи стратегического планирования ИС. Понятие ИТ-стратегии предприятия. Связь ИТ-стратегии с бизнес-стратегией. ИТ-стратегия в отсутствие бизнес-стратегии. Внутренние и внешние факторы, влияющие на ИТ-стратегию. Внутренний и внешний заказ на ИТ-стратегию. Ожидания от ИТ-стратегии. Обязательные элементы ИТ-стратегии. Структура проекта по разработке ИТ-стратегии, возможные исполнители проекта. Типичные ошибки при постановке задачи и выполнении проекта. Интерпретация и использование результатов проекта. Практические примеры проектов по разработке ИТ-стратегии. Лекции 5 0.25 ПК-20, ПК-21 Л1.1, Л2.1
5.18. Построение оптимальной ИТ-инфраструктуры предприятия на основе бизнес-стратегии предприятия. Практические 5 1 ПК-20, ПК-21 Л1.1, Л2.1
5.19. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 12 ПК-20, ПК-21 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.
6.20. Назначение и задачи технического обслуживания. Время простоя информационной системы. Расчет стоимости простоя. Оптимизация ресурсов информационной системы. Техническое обслуживание на этапе эксплуатации информационной системы. Ошибки обслуживания. Гарантийное и техническое обслуживание. Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
6.21. Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Решение задач интеграционного характера. Регламентные мероприятия. Документирование систем и оптимизация конфигураций оборудования и программного обеспечения серверного комплекса. Выполнение рутинных административных работ. Разовые мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы. Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
6.22. Персонифицированное обслуживание. Централизованная схема обслуживания. Удаленный мониторинг и диагностика. Восстановление работоспособности. Контроль технического состояния и конфигураций поддерживаемого оборудования. Аутсорсинг. Этапы реализации проекта по аутсорсингу. Сервисные центры компаний - производителей оборудования. Сервис-интеграторы. Компании, специализирующиеся в области сервис-консалтинга Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
6.23. Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем. Системы эксплуатации и сопровождения ИС. Разработка и утверждение внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Стандартные рабочие места. Стандарт хранения данных. Стандарт электронной почты. Стандарт обмена документами. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Определение необходимого числа сотрудников Help Desk. Лекции 5 0.25 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
6.24. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем. Практические 5 1 ПК-17, ПК-21 Л1.1, Л2.1
6.25. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 25 ПК-1, ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скрипник Д. А. ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1: Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» - ЭБС "ОНЛАЙН", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429068
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий: М.: ДМК Пресс, 2010 http://ibooks.ru/reading.php?productid=22432
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум по информационным технологиям http://citforum.ru/
Э2 Национальный открытый университет "Интуит" http://www.intuit.ru
Э3 Открытые системы http://www.osp.ru
Э4 Курс в Moodle "Проектирование ИТ-инфраструктуры предприятия" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3026
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает лекции, практические работы, самостоятельную работу.
Весь цикл лекционных занятий по дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций, лекции проводятся с элементами дискуссии.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
При сдаче работ не следует пытаться сдать не свою работу. Не следует также дублировать темы работ, потому что это только вызовет дополнительные вопросы, главный из которых - чем работа лучше предыдущей на эту же тему.
Для подготовки к экзамену не следует зубрить ответы на все вопросы, так как: 1) для подготовки к экзамену достаточно посещать все лекции и внимательно их слушать; 2) нет никакой гарантии, что на экзамене будут заданы вызубренные вопросы; 3) на экзамене возможны дополнительные вопросы, в том числе - и по сданным заданиям. Поэтому хорошая работа в семестре - гарантия высокой оценки.
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:
• работа с лекционным материалом;
• подготовка к практическим занятиям;
• опережающая самостоятельная работа;
• изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
• подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации.
Творческая СРС включает:
• поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию;
• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
• анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.