МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бухгалтерские программные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Бухгалтерские программные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплекса знаний и навыков, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационной деятельности в области бухгалтерского учета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-21 способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.функциональное предназначение информационных ресурсов в области бухгалтерского учета;
о принципах, целях, задачах и приемах ведения учета на предприятиях с применением бухгалтерских информационных систем;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные программные средства при организации решения задач бухгалтерского учета хозяйственной деятельности на предприятии; использовать знания в области бухгалтерских программных продуктов, предназначенных для автоматизации организации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности на предприятии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами организации бухгалтерского учета и проведения анализа хозяйственной деятельности с применением информационных систем; навыками использования готовых программных решений для автоматизации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, в том числе обладать практическими навыками модификации систем бухгалтерского учета и анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерских информационных систем
1.1. Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России. Особенности компьютерной обработки данных. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Лекции 7 4 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России. Особенности компьютерной обработки данных. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Сам. работа 7 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общая характеристика системы 1С: Предприятие
2.1. Общая характеристика системы 1С:Предприятие. Типовое конфигурирование. Масштабируемость. Администрирование. Преимущества «1С:Бухгалтерия 8.» с «1С:Бухгалтерия 7.7.». Основные понятия конфигурации 1С: Предприятие. Принципы функционирования системы 1С: Предприятие. Работа пользователя. Лекции 7 6 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Общая характеристика системы 1С:Предприятие. Типовое конфигурирование. Масштабируемость. Администрирование. Преимущества «1С:Бухгалтерия 8.» с «1С:Бухгалтерия 7.7.». Основные понятия конфигурации 1С: Предприятие. Принципы функционирования системы 1С: Предприятие. Работа пользователя. Сам. работа 7 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Основы работы с программой 1С: Предприятие
3.1. Планы счетов в 1С: Предприятие: принципы построения. Способы регистрации хозяйственных операций. Формирование проводок вручную. Использование типовых операций. Формирование проводок документами. Получение результатной информации. Стандартные средства обобщения данных. Классификация стандартных отчетов. Лекции 7 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Планы счетов в 1С: Предприятие: принципы построения. Способы регистрации хозяйственных операций. Формирование проводок вручную. Использование типовых операций. Формирование проводок документами. Получение результатной информации. Стандартные средства обобщения данных. Классификация стандартных отчетов. Сам. работа 7 10 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Подготовка информационной базы. Заполнение классификаторов. Заполнение справочников. Настройка механизма ценообразования. Ввод сведений о предприятии. Ввод начальных остатков. Формирование оборотно-сальдовой ведомости. Лабораторные 7 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Учет кассовых операций. Работа с подотчетными лицами
4.1. Реализация учета движения наличных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку. Ввод приходных и расходных кассовых ордеров. Формирование кассовой книги. Формирование авансовых отчетов. Лабораторные 7 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Реализация учета движения наличных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку. Ввод приходных и расходных кассовых ордеров. Формирование кассовой книги. Формирование авансовых отчетов. Сам. работа 7 6 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Учет банковских операций.
5.1. Реализация учета движения безналичных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и иных безналичных расчетов. Ввод платежных поручений и платежных ордеров. Формирование выписки банка. Лабораторные 7 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Реализация учета движения безналичных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и иных безналичных расчетов. Ввод платежных поручений и платежных ордеров. Формирование выписки банка. Сам. работа 7 7 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Учет материально-производственных запасов
6.1. Учет товаров, материалов и готовой продукции. Применение различных способов оценки МПЗ: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Ведение учета ТМЦ по местам хранения (складам). Лабораторные 7 3 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Учет основных средств и нематериальных активов
7.1. Учет основных средств и нематериальных активов: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание. Распределение сумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами или объектами аналитического учета. Применение графиков начисления амортизации. Лабораторные 7 3 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Учет выпуска продукции
8.1. Расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством. Учет выпущенной готовой продукции в течение месяца по плановой себестоимости. Расчет в конце месяца фактической себестоимости выпущенной продукции и оказанных услуг. Учет полуфабрикатов, расчет их себестоимости. Учет косвенных расходов. Лабораторные 7 3 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Кадры. Расчет заработной платы
9.1. Учет движения персонала, включая учет работников по основному месту работы и по совместительству. Формирование унифицированных форм по труду. Начисление заработной платы работникам предприятия по окладу и ведение взаиморасчетов с работниками вплоть до выплаты зарплаты. Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организации. Формирование отчетов по НДФЛ, ЕСН, взносам в ПФР, включая подготовку отчетности для системы персонифицированного учета ПФР. Лабораторные 7 3 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Учет НДС
10.1. Учет НДС при определении выручки «по отгрузке» и «по оплате». Формирование Книги покупок и Книги продаж. Учет НДС по приобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0%. Лабораторные 7 3 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Определение финансовых результатов
11.1. Документ «Закрытие месяца». Начисление амортизации. Расчет и корректировка себестоимости продукции. Закрытие счетов бухгалтерского учета. Регламентные операции по налоговому учету. Расчеты по налогу на прибыль. Составление регламентированной отчетности. Лабораторные 7 3 ОК-3, ПК-21 Л1.1, Л2.1, Л1.2
11.2. Экзамен 7 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Юрьева Л.В. - отв. ред. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Заика А. А. 1С:Бухгалтерия 2.0: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куправа Т.А. Управление торговлей 1С:8.3. Редакция 11.1. Функционал развития: Издательство "ДМК Пресс", 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Видео-курсы 1С - Бесплатные курсы 1C edu.1c.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия.
Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
При подготовке к экзамену в дополнение к изучению конспектов лекций, учебно-методических материалов и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к экзамену нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала, а также выполнить все практические задания в курсе.