Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.
1.1. | Цель курса - развить языкову и лингвокультурологическую компетентность студентов на основе чтения и анализа специальтно подобранных худождественных текстов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-6 | владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста |
ПК-16 | владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | студенты должны познакомиться с некоторыми произведениями русской классической и современной литературы; - расширить активный и пассивный лексический запас |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | студенты дорлжны развить навыки монологической устной и письменной речи (пересказ прочитанного, изложение); - уметь определять основные особенности художественного стиря русского языка |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | студенты должны научиться использовать определенные лексические и синтаксические конструкции, необходимые для анализа и комментирования художественного текста; - переводить на свой родной язык основное содержание русских литературных текстов; - принять участие в беседе-обсуждении прочитанного. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. А.С. Пушкин. Стихи и проза. Повесть "Барышня-крестьянка". | ||||||
1.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Сатирическое и фантастическое в творчестве Н.В. Гоголя. Повесть "Шинель". | ||||||
2.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-16 | Л1.2 | |
Раздел 3. Л.Н. Толстой. Естественность, простота и правда любимых героев писателя. | ||||||
3.1. | Просмотр фильма-экранизации | Лекции | 6 | 4 | ||
Раздел 4. Идеи Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание», «Идиот». | ||||||
4.1. | Просмотр фильма-экранизации | Лекции | 6 | 4 | ||
Раздел 5. И.С. Тургенев. Психология человеческих чувств. Мотивы жизни и смерти, любви и преданности в произведениях писателя («Собака») | ||||||
5.1. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | ||
5.2. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 | |
Раздел 6. А.П. Чехов. Тема социальной апатии и активности человека. Рассказы « Смерть чиновника», «На даче», «Жизнь человека в вопросах и восклицаниях», «Студент». | ||||||
6.1. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 | |
Раздел 7. Тема нового человека у М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». Изменилась ли психология обывателя после революции? | ||||||
7.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-16 | ||
Раздел 8. Народный мир в рассказах В. Шукшина («Чудик»), Природа, деревня, традиционная культура как основы национального самосознания. | ||||||
8.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6 | ||
Раздел 9. Черты новейшей литературы России. Что такое «массовая литература»? | ||||||
9.1. | Рассказы В. Ерофеева «Болдинская осень», Л.Петрушевской «Фонарик», Е. Попова «Феномен», В. Токаревой «Я есть, ты есть...», Л. Улицкой «Дар нерукотворный», Т. Толстой «Сюжет», В. Пелевина «Ника», К. Мелихана «Человек Никто» и др. | Лабораторные | 6 | 6 | ОПК-6 | |
9.2. | Чтение текстов, заданных учителем, просмотр экранизаций литературных произведений | Сам. работа | 6 | 42 | ОПК-6, ПК-16 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. | Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Милюк Н.М. | Листая страницы российской прозы...: анализ художественного текста в иностранной аудитории: Учебное пособие | М. : ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Русская классическая литература | lit-classic.ru | ||
Э2 | А.П. Чехов. Рассказы | chehov.niv.ru | ||
Э3 | М. Зощенко. Рассказы | lib.ru | ||
Э4 | В.М. Шукшин. Рассказы | thelib.ru | ||
Э5 | Современная русская литература | lit.lib.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Используются следующие виды самостоятельной работы: - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - объяснение мыслей автора (писателя) на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), работа с критическими статьями; - редактирование текста, создание собственного текста (сочинение различных жанров); - определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии. На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой. При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся; - чтение и перевод; - ответы на вопросы по тексту; - выполнение заданий по прочитанному тексту; - составление информационной справки к прочитанному тексту; - подготовка устных сообщений; - работа со словарями; - чтение литературоведческих статей. На зачете студенту предлагается небольшой адаптированный художественный текст для чтения и перевода; после прочтения студент письменно отвечает на вопросы по тексту. |