МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языковая ситуация в современной России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Языковая ситуация в современной России

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата) от 07.08.2014 №940

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Языковая ситуация в современной России является формирование представления о языковой ситуации как ключевом понятии современной отечественной социолингвистики; об основных направлениях исследования языковой ситуации в России; о языковых ситуациях и состояниях в аспекте других междисциплинарных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление об основных параметрах языковой ситуации как научной модели описания языковой действительности; о связанных с ней категориях; о характеристиках языковой ситуации современной России;
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь характеризовать количественные, качественные и оценочные параметры языковой ситуации современной России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть системой средств и способов описания языковой ситуации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языковая ситуация как ключевое понятие современной отечественной социолингвистики
1.1. Социолингвистика как научная дисциплина; понятие языковой ситуации Лекции 1 4
1.2. Определение, способы описания и классификации: экзоглоссные/эндоглоссные, сбалансированные/несбалансированные, количественные/качественные, аксиологические параметры описания языковых ситуаций. Практические 1 2
1.3. Языковая ситуация как ключевое понятие современной отечественной социолингвистики Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.3
Раздел 2. Основные направления современного исследования языковых ситуаций в России
2.1. Описание конкретных языковых ситуаций в различных регионах России Практические 1 4
2.2. Языковая ситуация и языковая политика; языковая ситуация и языковые конфликты, понятие этнической толерантности; русский язык в структуре современной языковой ситуации России. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.2
Раздел 3. Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований
3.1. Измерение языковых ситуаций в рамках международных программ; общие тенденции современной языковой жизни России Сам. работа 1 6 ОПК-1
3.2. Языковая ситуация и языковые конфликты, понятие этнической толерантности Сам. работа 1 6
Раздел 4. Перспективы и прогнозы. Лингвоэкология. Проблемы глобализации.
4.1. Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований Лекции 1 4
4.2. Моделирование языковой способности, языковой, когнитивной и коммуникативной компетенции в когнитивной лингвистике и этнопсихолингвистике Практические 1 2 Л2.2
4.3. Моделирование языковой способности, языковой, когнитивной и коммуникативной компетенции в когнитивной лингвистике и этнопсихолингвистике Сам. работа 1 6 Л2.1
4.4. Исследование межкультурной коммуникации в коммуникативной лингвистике; изучение языковой ситуации в лингвокультурологическом аспекте Сам. работа 1 8
Раздел 5. Языковая ситуация как ключевое понятие современной отечественной социолингвистики
5.1. Введение. Языковая ситуация как основное понятие современной социолингвистики. Практические 1 2 Л1.2
5.2. Социолингвистика как современная научная дисциплина и ее основные проблемы Сам. работа 1 4 Л1.2
5.3. Актуальные категории современной социолингвистики Сам. работа 1 4 Л1.2
5.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 8 Л1.2
Раздел 6. Основные направления современного исследования языковых ситуаций в России
6.1. Языковая ситуация как социолингвистическая модель реальности (общая характеристика) Практические 1 2
6.2. Языковая ситуации России в историческом аспекте: этапы развития Сам. работа 1 6 ОПК-1
6.3. Языковая ситуация в современной России: количественная характеристика Сам. работа 1 7 ОПК-1
6.4. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 7. Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований
7.1. Языковая ситуация в современной России: качественная характеристика Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Языковое пространство современного русского языка (Русский мир) Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
7.3. Языковые конфликты в современной языковой ситуации России Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
7.4. Индивидуальные домашние задания, реферат Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1
Раздел 8. Перспективы и прогнозы. Лингвоэкология. Проблемы глобализации.
8.1. Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований Практические 1 2 Л2.1
8.2. Языковая политика в современной России Сам. работа 1 4 Л1.1
8.3. Современная языковая ситуация в Алтайском регионе Сам. работа 1 4 Л1.1
8.4. Индивидуальные домашние задания, реферат Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение: М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика : учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018. , 2018 ЭБС Юрайт. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/79FE0A90-9157-4E51-BD19-81A72E107DBA.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Государственные и титульные языки России: энциклопедический словарь-сравочник : словарь-справочник М.: Academia, 2002
Л2.2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Москва, 2000
Л2.3 Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. Международная конференция: сборник статей М.: Институт языкознания РАН, 2014 www.iling-ran.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современная языковая ситуация в России и проблема подъязыков, их структура, семантика и функции по отношению к литературному языку (постановка проблемы на примере русского компьютерного жаргона). www.computerrarium.narod.ru
Э2 Языковая ситуация на современном этапе sci.house
Э3 Динамика современной языковой ситуации dazor.narod.ru
Э4 СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ elibrary.ru
Э5 Языковая ситуация и языковая политика в современном обществе psibook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формы работы на занятиях:
1. Устные ответы на занятиях в рамках проверки самостоятельной работы студентов с текстами (печатные издания и электронные источники);
2. Написание письменных работ (индивидуальные и групповые письменные задания для самостоятельной работы);
3. Написание реферата по выбранной теме;
4. Подготовка к экзамену (устная форма)