МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География художественных промыслов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнология и организация туроператорских и турагентских услуг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
География художественных промыслов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и географией происхождения.
расширить знания об обычаях, традициях России, развивать умения пользоваться компьютерными технологиями, картами.
воспитать уважение, любовь, интерес к творчеству народных промыслов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8 готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири;
закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства;
о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов;
знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири;
основные характерные особенности ремесел и промыслов;
географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями;
центры народных промыслов,
художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества;
закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1. анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать;
работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров;
планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время;
определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов;
анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. География народов и народных промыслов России. Художественная роспись. Художественная обработка металла. Русская игрушка. Русское деревянное зодчество.
1.1. география народов России Сам. работа 2 11 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. География народных промыслов России Лекции 2 1 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. География народных промыслов России Лекции 2 2 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. География народных промыслов России Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Лекции 2 1 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Лекции 2 2 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.7. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.8. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Сам. работа 2 15 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.9. Суздальская керамика Лекции 2 1 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.10. Суздальская керамика Сам. работа 2 2 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.11. Суздальская керамика Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.12. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Сам. работа 2 14 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.13. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Лекции 2 1 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.14. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Сам. работа 2 2 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.15. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.16. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.17. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Сам. работа 2 2 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.18. Зачет 2 4 ОК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные понятия и термины в декоративном искусстве.
2. Эстетическая сущность и специфика декоративного искусства.
3. Роль, место и значение декоративного искусства в жизни общества и человека.
4. Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой
5. деятельности человека.
6. Содержание понятия "народное художественное творчество".
7. Исторические этапы становления отечественной народной художественной культуры и их характеристика.
8. Особенности, формы и принципы декоративно-прикладного искусства.
9. Сущность утилитарно-эстетической функции народного декоративно-прикладного искусства.
10. Ремесло как явление традиционного декоративно-прикладного искусства.
11. Профессиональное и непрофессиональное в традиционной народной художественной культуре.
12. Крупные центры народных художественных промыслов и ремесел.
13. История развития народных художественных промыслов России.
14. Кустари, мастерские, промысловая кооперация, мануфактуры, художественные артели, фабрики и комбинаты и их влияние на развитие народных художественных промыслов и ремесел.
15. Современное состояние народных художественных промыслов России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
16. Сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты и программы по сохранению народных художественных промыслов.
17. Крестьянское искусство. Функции народных художественных промыслов и ремесел.
18. Народные художественные промыслы и их классификация по видам, по материалу, по способу изготовления.
19. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерь-ера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.
20. По материалу изготовления: дерево; глина; кости и рога животных; камень; металл; ткань; нитки; стекло; кожа и мех.
21. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; резьба по кости; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.
22. Понятие «место традиционного бытования народного художественного промысла». Размещение народных художественных промыслов и ремесел по территории России. Основные центры народных художественных промыслов.
23. Понятие и значение сувенира. Значение сувенирной продукции для развития туризма. Сувениры – реклама туристского центра. Сувенир в структуре туристского продукта. Классификация сувениров.
24. Туристские центры России и их сувенирная продукция. Товары местного производства.
25. Особенности создания турпродукта по местам бытования народных художественных промыслов.
26. Технология разработки турпродукта по местам бытования. Требования к туру. Программа и ее составляющие
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство - основа национальной культуры, одна из важнейших областей народного творчества.
2. История декоративно-прикладного искусства Древнего мира, Античного мира, Византии.
3. История декоративно-прикладного искусства эпохи Средневековья, эпохи Возрождения.
4. История декоративно-прикладного искусства Западной Европы XVII - XX вв.
5. Отличительные особенности и влияние стилей классицизм, ампир, модерн и арт-деко на развитие декоративно-прикладного искусства.
6. История развития обработки и создание изделий из дерева, металла, кости, стекла, керамики. Орнаментальное искусство. Возникновение, развитие и значение орнамента в русской культуре.
7. Понятия «промысел», «народные художественные промыслы» и «ремесла». Крупные центры народных художественных промыслов и ремесел.
8. История развития народных художественных промыслов России.
9. Кустари, мастерские, промысловая кооперация, мануфактуры, художественные артели, фабрики и комбинаты и их влияние на развитие народных художественных промыслов и ремесел.
10. Современное состояние народных художественных промыслов России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
11. Сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты и п Крестьянское искусство. Функции народных художественных промыслов и ремесел.
12. Народные художественные промыслы и их классификация по видам, по материалу, по способу изготовления.
13. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерь-ера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.
14. По материалу изготовления: дерево; глина; кости и рога животных; камень; металл; ткань; нитки; стекло; кожа и мех.
15. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; резьба по кости; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.
16. Понятие «место традиционного бытования народного художественного промысла». Размещение народных художественных промыслов и ремесел по территории России. Основные центры народных художественных промыслов.
17. рограммы по сохранению народных художественных промыслов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Организация текущей аттестации:
проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке проекта по (тематика дисциплины), а также в форме выступлений на семинарских занятиях.
Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):
Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов (тематика дисциплины);
«Зачет» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации, студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах. Допускаются несу¬щественные ошибки и неточности.
«Незачет» рекомендуется ставить, если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. С. Нечаева Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт. текстов Т. Боровцева и др. Мастера земли Алтайской. Художественные народные промыслы и ремесла в Алтайском крае : сборник Красный угол, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение.