Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Изучение функций, задач, принципов работы журналиста делового издания, закономерностей и правовых норм деловой журналистики, принципов организации работы редакции бизнес-журнала; формирование навыков сбора, обработки, анализа и редактирования информации для подготовки материалов, публикуемых в современных российских деловых СМИ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы поиска актуальных тем, профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами; принципы отбора и верификации информации; подготовки журналистского медиапродукта, в том числе, в сфере деловой журналистики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять поиск и анализ актуальных тем, отбирать релевантную информацию из доступных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения; готовить к публикации журналистский медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками сбора, анализа и проверки информации, профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами; использования творческого потенциала для подготовки актуального журналистского текста; навыками соблюдения этических стандартов журналистской профессии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Место деловой журналистики в системе СМИ | ||||||
1.1. | Особенности экономической и деловой прессы как отдельного типа массмедиа. Роль и место деловой журналистики в системе современных СМИ. Виды деловых медиа, типология носителей деловых медиа | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | История деловых СМИ за рубежом и в России. Первые деловые издания, их специфика. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Целевая аудитория деловых изданий. Социально–демографические, социально–профессиональные, социокультурные, идеологические и политические, потребительские, психологические характеристики . | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Сферы интересов деловых медиа. Систематизация сфер экономики и деловой среды, представляющих интерес для делового медиапроекта. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Классификация контента по жанрам, тематике и рубрикатору | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Экономические/бизнес–новости | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.7. | Анализ подборки экономических/бизнес–новостей в деловом издании | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Анализ делового интервью с тем или иным предпринимателем. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.9. | Анализ журналистского материала, посвященного выбранной компании. | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Структура и тип контента делового медиа | ||||||
2.1. | Типовой рубрикатор делового издания. Принципы модификации рубрикаторов. Требования к стилю (формату) и контенту делового медиа | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Типы источников информации. Институт экспертов. Систематизация источников информации в деловом медиа, специфика и методы работы с ними. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Формат деловых медиа. Обзор жанров журналистики, используемых в деловых медиа Критерии выбора жанра при подготовке материала. Особенности сбора информации для разных жанров | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Российские и иностранные агентства деловой и экономической информации | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Ведущие мировые деловые СМИ современности в России и за рубежом | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Сравнительный анализ содержательной модели двух выбранных деловых изданий | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Анализ визуальных элементов журналистского материала | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | Мониторинг контента деловых изданий Сибири | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.9. | Анализ аналитической статьи в выбранном деловом издании | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.10. | Анализ рекламы в выбранном деловом издании | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.11. | Создание собственного обзорного материала | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.12. | Формирование собственного контента одного выпуска специального регионального проекта выбранного делового издания | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.13. | Экзамен | 5 | 27 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. | Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Бобров, А.А. | Путь к профессионализму: учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бобин, М.С. | Национальные особенности журналистики : учебник | Лаборатория книги, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476 |
Л2.2 | Бобров, А.А. | Литературная работа журналиста : учебное пособие | Берлин, 2017 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454834 |
Л2.3 | Чернышова, Татьяна Владимировна | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | : http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/907 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | www.mediascope.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э4 | Ассоциация корпоративных медиа России | www.corpmedia.ru | ||
Э5 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на роль и место деловой журналистики в системе современных СМИ. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм деловой журналистики. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса. Самостоятельная работа. При выполнении заданий следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени. Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности. Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к зачету еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях. |