МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Демография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформулировать целостное представление о демографии как науке;
сформулировать понимание современной демографической ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-11 готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отличие демографии от других наук, которые изучают население и назвать: объект, предмет, категории, методы демографии как науки
основные типы населения, специфику демографических структур
основы демографического анализа семьи и брака.
демографические понятия рождаемости и смертности, факторы, влияющие на рождаемость и смертность (биологические, социальные и т.д.).
особенности миграции как процесса и явления.
роль демографических прогнозов и демографической политики.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и анализировать основные виды источников демографической информации
различать относительные и абсолютные демографические показатели, характеризовать их специфику
выявить особенности трансформационных процессов институтов брака и семьи в современном обществе.
оценивать тенденции уровня рождаемости и уровня смертности в мире и России.
выявлять последствия миграции для принимающей и отдающей территории.
анализировать структуру демографической политики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами, используемыми в демографии (математические, статистические, социологические)
методикой расчета общих демографических коэффициентов
оценить взаимовлияние демографической ситуации и семейной структуры.
методическими расчетами демографических коэффициентов рождаемости и смертности.
методикой расчета коэффициента миграции.
основными методическими приемами прогнозирования уровней демографических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Демография"
1.1. Демография как наука. Лекции 3 2 ОК-7 Л1.1
1.2. Демография как наука Сам. работа 3 6 ОК-7 Л1.1
1.3. Демографическая информация Лекции 3 1 ОК-7 Л1.1
1.4. Демографическая информация Сам. работа 3 6 ОК-7 Л1.1
1.5. Численность и структура населения. Аспекты и тенденции изменения численности и состава населения Лекции 3 1 ОК-7 Л1.1
1.6. Численность и структура населения Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.7. Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.8. Рождаемость как основное демографическое понятие и явление. Репродуктивное поведение Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.9. Рождаемость и репродуктивное поведение Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.10. Смертность как социально-демографическое понятие и явление. Самосохранительное поведение Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.11. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.12. Современная семья и брак: демографические и социальные проблемы Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.13. Брачность и разводимость Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.14. Миграция и миграционное поведение Практические 3 4 ОК-7 Л1.1
1.15. Миграция населения как демографический процесс Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.16. Демографические прогнозы Практические 3 4 ОК-7 Л1.1
1.17. Демографические прогнозы Сам. работа 3 8 ОК-7 Л1.1
1.18. Зачет 3 4 ОК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень примерных вопросов и заданий
для самостоятельной работы

1. Определите объект и предмет демографии как науки.
2. Кто является автором термина демография? Какие термины были предложены в качестве названия новой науки?
3. В чем заключаются основные отличия узкой и широкой трактовок демографии как науки?
4. Кто первым поставил вопрос о воспроизводстве населения как предмета демографии?
5. Какое место занимает демография в системе знаний о народонаселении?
6. Каковы основные направления взаимодействия демографии с другими науками?
7. Какие методы используются в демографии как науке?
8. Назовите виды источников данных о населении.
9. Перечислите первичные источники демографической информации.
10. Охарактеризуйте вторичные источники демографической информации.
11. В чем заключаются принципы проведения переписи населения?
12. Что такое программа переписи населения?
13. Чем перепись отличается от социологического опроса?
14. Основные критерии выбора критического момента переписи населения?
15. Категории населения, учитываемые в переписях населения.
16. В чем заключаются основные проблемы введения регистров в нашей стране?
17. В чем заключается необходимость текущего учета населения?
18. Какие демографические события подлежат текущему учету?
19. Каковы относительные показатели динамики численности населения?
20. Определите, что такое естественный прирост (убыль) населения?
21. Каковы основные типы воспроизводства населения?
22. В чем разница между общими, специальными и частными коэффициентами в демографии?
23. Как определяется рождаемость в демографии?
24. Что такое плодовитость?
25. Каковы основные показатели, измеряющие уровень рождаемости?
26. Какова взаимосвязь общего, специального и частного коэффициентов рождаемости?
27. Что реально означает суммарный коэффициент рождаемости? Каковы предпосылки его расчета?
28. С помощью каких основных понятий можно охарактеризовать репродуктивное поведение?
29. Можно ли измерить потребность в детях?
30. Как соотносятся понятия бесплодие, стерильность, инфертильность и бездетность?
31. В чем заключаются основные причины и факторы разводимости в современной России?
32. Дайте демографическое определение смертности.
33. Как повлияли экономические и социальные преобразования 90-х годов ХХ столетия на динамику смертности и ожидаемой продолжительности жизни?
34. Каковы основные факторы уровня смертности и продолжительности жизни? Какой из них играет доминирующую роль в современной России?
35. Что такое самосохранительное поведение?
36. Что такое пробный брак? Влияет ли он на устойчивость юридически оформленного брака?
37. В чем заключаются причины распространения сожительства?
38. Какие факторы обуславливают миграцию в современной России?
39. Как миграция влияет на демографическую структуру населения?
40. Каковы показатели миграционного движения?
41. Охарактеризуйте миграционную политику современной России.
42. Что такое демографическая политика?
43. Назовите основные методы демографического прогнозирования.
44. В чем сходство и различие демографической и семейной политики?

Примерный перечень вопросов к зачету / экзамену:

1. Демография как наука. Предмет демографии. Демография и социология.
2. Источники данных о населении и демографических процессах.
3. Переписи населения: краткая история проведения.
4. Переписи населения: цели, принципы проведения.
5. Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости.
6. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
7. Структуры населения: определение, основные виды. Демографические и недемографические структуры.
8. Половой состав населения: определение, основные показатели.
9. Половой состав населения. Возрастная динамика.
10. Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты.
11. Половозрастная пирамида. Методы построения, роль в демографическом анализе.
12. Изменение численности населения во времени. Основные показатели.
13. Воспроизводство населения в целом. Основные показатели.
14. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода и демографической революции.
15. Современная демографическая ситуация в России.
16. Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
17. Система коэффициентов рождаемости.
18. Исторические причины массовой малодетности семей.
19. Репродуктивное поведение.
20. Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей.
21. Потребность семьи и личности в детях.
22. Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения.
23. Таблицы смертности: определение, основные функции.
24. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, расчет, тенденции изменения, социальное значение.
25. Основные тенденции смертности и России.
26. Младенческая смертность: понятие, методика расчета.
27. Самосохранительное поведение: понятие и структура.
28. Депопуляция – причины и последствия.
29. Брак, брачность, брачное состояние.
30. Демографическая типология семей.
31. Семья и домохозяйство в демографии.
32. Планирование семьи – понятие, роль в демографической динамике.
33. Миграция – определение, основные виды, методы измерения.
34. Характеристика миграционных процессов в мире, России и ее регионах.
35. Демографический прогноз: понятие и классификация.
36. Демографические прогнозы для России.
37. Методы демографического прогнозирования.
38. Демографическая политика – понятие, основные методы проведения.
39. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
40. Разработка концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Еремин Демография: учебное пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/493
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.demoscope.ru
Э2 www.gks.ru
Э3 www.demographia.ru
Э4 Курс в Moodle "Демография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета

http://elibrary.asu.ru/

Студенческая электронная библиотека

http://www.studentlibrary.ru/

Большая российская энциклопедия

https://bigenc.ru/


Поисковая система:

http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами:
- личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности;
- диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие;
- индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников.

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Необходимо задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает Вашу непосредственную подготовку к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Вам необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению, Вы можете обращаться за методической помощью к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Самостоятельная работа студента является средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по учебной дисциплине может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Вы можете дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.