МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деятельность коммерческой службы гостиничного предприятия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Зарецкая Е.В.;ст. преподаватель, Цикунова Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Деятельность коммерческой службы гостиничного предприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Геманович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Геманович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомиться с целями деятельности коммерческой службы гостиничного предприятия, научиться анализировать основные процессы, происходящие в гостиничном предприятии, получить навыки оценки финансовой эффективности деятельности гостиницы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-10 готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия, элементы и принципы организации гостиничного дела; основы организационного проектирования гостиничного продукта; методы и инструменты разработки и управления проектами;
методологию прогнозирования и планирования различных направлений гостиничной деятельности, систему планов, их содержание и взаимосвязь, особенности бизнес-планирования в гостиничной деятельности;
теоретические основы управления персоналом гостиничного предприятия, методы подбора и оценки, стимулирования и развития персонала, механизмы планирования профессионального роста;
научно-практические подходы к формированию продуктовой и ценовой политики гостиничного предприятия, систему каналов сбыта гостиничных продуктов; современные технологии формирования и продвижения гостиничных продуктов, особенности рекламы и выставочной деятельности;
историю развития сервиса, виды сервисной деятельности, принципы классификации услуг и их характеристики; основные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью личности, теорию организации обслуживания, особенности формирования клиентурных отношений;
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать организационную структуру и процессы различных типов гостиничного предприятия, понимать основные принципы управления проектами;
анализировать научные гипотезы, проекты и программы, оценивать тенденции развития гостиничной индустрии, определять перспективные направления и формировать хозяйственную стратегию гостиничного предприятия;
формировать гостиничный продукт на основе перспективных потребностей и технологических возможностей гостиничного предприятия; разрабатывать каналы продвижения гостиничного продукта, анализировать эффективность продаж;
выявлять потребности потребителя, работать в «контактной зоне» как сфере реализации сервисной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа процессов гостиничного предприятия и методами организационной диагностики; навыками бизнес-планирования деятельности гостиничного предприятия;
современными технологиями формирования и продвижения гостиничного продукта; приемами и методами эффективных продаж;
методами выявления потребностей потребителя, приемами обслуживания и бесконфликтной работы в процессе сервисной деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация деятельности коммерческой службы гостиничного предприятия
1.1. Цели и задачи функционирования коммерческой службы гостиничного предприятия Лекции 5 2 ОК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Цели и задачи функционирования коммерческой службы гостиничного предприятия Практические 5 4 ОК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Цели и задачи функционирования коммерческой службы гостиничного предприятия Сам. работа 5 44 ОК-3
Раздел 2. Анализ эффективности деятельности гостиничного предприятия
2.1. Анализ эффективности деятельности гостиничного предприятия Лекции 5 2 ОК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ эффективности деятельности гостиничного предприятия Практические 5 4 ОК-3 Л1.2, Л2.2
2.3. Анализ эффективности деятельности гостиничного предприятия Сам. работа 5 48 ОК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Зачет 5 4 ОК-3 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Типовые контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации:
1.Роль экономического анализа в управлении деятельностью предприятия гостиничной индустрии.
2. Понятие, цель, задачи и содержание экономического анализа.
3.Классификация видов экономического анализа по признакам применения.
4.Основные подходы, используемые при проведении экономического анализа
5.Системный и интеграционный подходы при проведении экономического анализа.
6.Комплексный подход при проведении экономического анализа: сущность и его выбор для применения.
7.Функциональный, предметный и динамичный подходы, используемые при проведении экономического анализа.
8.Воспроизводственный и процессный подход, используемые при проведении экономического анализа.
9. Нормативный и количественный подходы, используемые при проведении экономического анализа.
10.Анализ внешней среды предприятия гостиничной индустрии
11.Анализ внутренней среды предприятия гостиничной индустрии.
12.Анализ состава ресурсов производственного и непроизводственного назначения на предприятии гостиничной индустрии.
13.Анализ структуры основных фондов (средств) предприятий гостиничного бизнеса.
14.Анализ состава оборотных фондов (средств) предприятия по оказанию гостиничных услуг.
15.Основные показатели, используемые в современной практике финансового анализа.
16.Коммерческая маржа и коэффициент оборачиваемости активов.
17.Дифференциация добавленной стоимости в воспроизводственном процессе, осуществляемом предприятием гостиничной индустрии.
18.Брутто-результат эксплуатации инвестиций на предприятии гостиничной индустрии.
19.Нетто-результат эксплуатации инвестиций на предприятии гостиничной индустрии.
20.Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами основной производственной и управленческой деятельности предприятия гостиничной индустрии.
21.Формы и системы оплаты труда работников предприятий гостиничной индустрии.
22.Сметное планирование (бюджетирование): виды составляемых смет и их содержание.
23.Анализ обновления продукта, его качества, эффективности реализации.
24.Анализ формирования и оценка ассортиментной программы на предприятии гостиничной индустрии.
25.Анализ затрат на производство и реализацию продукта гостиничного бизнеса.
26.Анализ использования чистой прибыли предприятием гостиничной индустрии.
27.Анализ рентабельности оказываемых услуг, производимой продукции и работ на предприятии гостиничной индустрии.
28.Анализ рентабельности предприятия гостиничной индустрии.
29.Анализ факторов, влияющих на цену продукта гостиничного бизнеса.
30.Анализ структуры цены на продукт гостиничного бизнеса.
31.Анализ источников финансирования предприятий гостиничного бизнеса.
32.Анализ эффективности капитальных вложений.
33.Анализ с помощью коэффициента критической оценки.
34.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия гостиничной индустрии.
35.Финансовые результаты деятельности предприятия гостиничной индустрии.
36.Использование результатов экономического анализа в разработке управленческих решений
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Система показателей и информационные потоки предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса.
Экономический потенциал предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, его понятие и параметры.
Конкуренция на рынке ресторанно-гостиничных услуг, ее виды и оценка.
Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания, его виды, состав и значение.
Факторы, влияющие на товарооборот предприятий общественного питания, тенденции его развития и проблемы.
Оборот гостиниц, его понятие, значение, проблемы и факторы, влияющие на оборот гостиниц.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Методические материалы, определяющие процедуры и критерии оценивания результатов обучения по дисциплине
С введением балльно-рейтинговой системы в АГУ используется 100 - балльная шкала оценивания, которая переводится в 4 – балльную для перенесения результатов обучения в зачетную книжку.
Порядок оценивания результатов обучения по дисциплине
Сумма баллов текущей успеваемости Сумма баллов на зачете/экзамене Итоговая сумма баллов
1 2 3 4 5 итог

Примечание:
• В колонки 1-5 вместо цифр заносятся названия видов оценочных работ по усмотрению преподавателя (тесты, лабораторные работы и т.п.).
• Для перевода баллов на зачете необходимо определить границу, разделяющую оценки «зачтено» и «не зачтено».
• Для перевода баллов на экзамене необходимо разработать шкалу перевода.


Шкала перевода из 100 –балльной в 4-балльную систему оценивания
результатов обучения на экзамене
Оценка по 4- балльной шкале Количество баллов по 100-балльной шкале
неудовлетворительно
удовлетворительно
хорошо
отлично

Интервалы баллов, соответствующие оценкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». «неудовлетворительно» определяются разработчиками фонда оценочных средств. В приведенных таблицах даны примерные интервалы баллов.

Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине

Количество таблиц с критериями оценивания зависит от количества типовых контрольных заданий и определяется преподавателем самостоятельно.

Примеры таблиц

Критерии оценки ответа на экзамене

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Критерии оценки выполнения тестов

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) если выполнено 27-30 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами и др.); ответ логически структурирован, изложен литературным грамотным языком
65-84 Хорошо
(базовый уровень) если выполнено 22-26 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) если выполнено 19-21 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов; в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) если выполнено 1-18 заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, логика и последовательность изложения нарушены, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях); в ответе отсутствуют выводы, примеры, текст неграмотный


Критерии оценки выполнения практических заданий

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом задание не решено.

Задача №1
1. Рассчитать показатели, характеризующие эксплуатационную программу гостиницы (коэффициент использования возможной пропускной способности, количество оборотов гостиничного места за период; коэффициент использования номерного фонда (загрузки), среднее количество гостей на 1 проданный номер, среднюю цену гостиничного номера). Раскрыть методику расчета показателей.

2. Провести анализ использования номерного фонда и эксплуатационной программы.

3. По материалам анализа написать пояснительную записку, в которой сформулировать выводы и предложения по эффективности использования номерного фонда гостиницы.

Информация для расчета содержится в табл. 1.

Таблица 1

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Количество мест

600

605

Количество дней за период работы

365

366

Простой вследствие текущего ремонта, место/дни

200

270

Простой номерного фонда вследствие санитарной обработки, место/дни

940

980

Число гостей, чел.

19 250

24 300

Количество оплаченных место/дней

164 920

194 210

Число проданных номеров

8 942

9 342

Выручка от эксплуатации номеров, тыс. руб.

1 130 500

1 420 600


Решение:
Коэффициент использования возможной пропускной способности гостиницы КВМ равен:

,

где П – фактическое число место-суток в эксплуатации; ПСП – пропускная способность гостиницы.

Базисный год:

Отчетный год:
^ Количество оборотов гостиничного места за период КОБ определяется по формуле:

,

где КМПРОД – количество проданных номеров; КМГОСТ – количество мест в гостинице.

Базисный год:

Отчетный год:
^ Коэффициент использования номерного фонда (загрузки) КЗ определяется по формуле:

,

где КОПЛ – количество оплаченных места дней.

Базисный год:

Отчетный год:
^ Среднее количество гостей на 1 проданный номер КГСР определяется по формуле:

,

где КГ – число гостей, чел.

Базисный год: (чел.)

Отчетный год: (чел.)
^ Средняя цена гостиничного номера Ц определяется по формуле:

,

где В – выручка от эксплуатации номеров, тыс. руб.

Базисный год: (тыс. руб.)

Отчетный год: (тыс. руб.)
Результаты расчета сведем в таблицу:

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Коэффициент использования возможной пропускной способности гостиницы

0,9948

0,9944

Количество оборотов гостиничного места за период

14,903

14,441

Коэффициент использования номерного фонда (загрузки)

0,757

0,882

Среднее количество гостей на 1 проданный номер, чел.

2,2

2,6

Средняя цена гостиничного номера, тыс. руб.

126,426

152,066


Из таблицы видно, что коэффициент использования пропускной способности в базисном и отчетном году очень высоки (близки к единице), что свидетельствует о достаточно полном использовании пропускной способности гостиницы.

Количество оборотов гостиничного места за период уменьшилось, что при росте количества гостиничных мест является очень плохой тенденцией.

Коэффициент использования номерного фонда несколько увеличивается в отчетном году по сравнению с базисным.

Среднее количество гостей на 1 проданный номер увеличилось, это благоприятная тенденция, если учесть еще и то, что средняя цена гостиничного номера увеличилась на 25,64 тыс. руб., что поспособствовало росту выручки.

Таким образом, положение гостиницы в отчетном году по сравнению с базисным улучшилось. Рекомендация администрации гостиничного комплекса: улучшение комплекса услуг с целью привлечения большего числа постояльцев.
Задача № 2
Проведите анализ валовых доходов ресторана. Рассчитайте влияние объема товарооборота и среднего уровня валовых доходов на изменение валового дохода ресторана. Составить прогноз валовых доходов с использованием метода скользящей средней. Написать пояснительную записку, в которой отразить выводы по материалам анализа и обосновать плановые показатели.
Таблица 1. Анализ валового дохода ресторана

Показатель

Базовый год (четвертый)

Отчетный год (пятый)

Отклонение

Отчетный год в % к базисному

Товарооборот, тыс. руб.

4250

7300







Валовой доход, тыс. руб.

2160

3940








Уровень валового дохода за предшествующие годы составил: первый год -49,5 %, второй - 50,0 %, третий - 50,5 %.
Решение
Таблица 1. Анализ валового дохода ресторана

Показатель

Базовый год (четвертый)

Отчетный год (пятый)

Отклонение

Отчетный год в % к базисному

Товарооборот, тыс. руб.

4250

7300

3050

171,76

Валовой доход, тыс. руб.

2160

3940

1780

182,41


Уровень валового дохода за предшествующие годы составил: первый год -49,5 %, второй - 50,0 %, третий - 50,5 %.
Уровень валового дохода за базовый год, % = 2160/4250= 50,82%

Уровень валового дохода за отчетный год, % = 3940/7300 = 53,97%

Рассчитаем влияние изменения товарооборота на Валовый доход:


ΔВД – изменение валового дохода за счет товарооборота;

Тотч, Тбаз – товарооборот соответственно отчетного и базисного периода;

Увд.баз – уровень валовых доходов базисного года.

Рассчитаем влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму реализованных торговых надбавок:






Рассчитаем план валового дохода на следующий год с использованием метода скользящей средней на основании информации, представленной в табл. 1.

Информация для расчета уровня валового дохода по методу скользящей средней

Год

Уровень валового дохода, %

Выровненные показатели К

Первый

49,5

-

Второй

50,0

(49,5 50,0)/2 = 49,75

Третий

50,5

(50,0 50,5)/2 = 50,25

Четвертый

50,82

(50,5 50,82)/2 = 50,66

Пятый

53,97

(50,82 53,97)/2 = 53,40


Среднегодовой прирост уровня валового дохода находим по формуле:



Рассчитаем среднегодовой прирост уровня валового дохода:



Прогнозируемый уровень валового дохода определяется по формуле:



%

Выводы: По результатам анализа видно, что к пятому году уровень валового дохода значительно вырос и составил 53,97%. Следовательно, и прогнозный уровень валового дохода оказался значительно высоким 55,84%.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медлик С. , Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учебник ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436731
Л1.2 Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова Экономика и организация гостиничного хозяйства: учебник М. : Финансы и статистика, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеева Ю. С. Гостиничный бизнес. Конспект лекций: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Приор-издат, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72787
Л2.2 Вакуленко Р. Я. , Кочкурова Е. А. Управление гостиничным предприятием: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Логос, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS World, MS Exel
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития РФ - https://www.russiatourism.ru/
2. Федеральный перечень туристских объектов - http://классификация-туризм.рф
3. Информационно-справочная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.