МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиотечный поиск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 28
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 28 28 28 28
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиотечный поиск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015г. №1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Евглевская Е.В., директор НБ АлтГУ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Евглевская Е.В., директор НБ АлтГУ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту гостиничного продукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об информационной культуре
о справочно-поисковом аппарате НБ АлтГУ
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать понятия и компоненты информационной культуры; применять источники научной информации;алфавитный и систематический каталоги НБ АлтГУ, электронный каталог, базы данных; правила оформления списка литературы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности; составления списка литературы курсовой и дипломной работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная культура студента
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Самостоятельное изучение темы. Проработка лекционного материала, учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Информационно-библиотечная система
2.1. Самостоятельное изучение темы:Библиотеки России. Региональные библиотеки.НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.5
Раздел 3. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ
3.1. Самостоятельное изучение темы:Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.2. Алгоритм поиска в электронном каталоге НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Аналитико-синтетическая обработка документов
4.1. Библиографическая запись документа.Реферат. Аннотация. Сам. работа 1 3 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
4.2. Библиографическая запись документа.Реферат. Аннотация. Практические 1 2
4.3. Самостоятельное изучение темы:Библиографическая запись документа.Реферат. Аннотация. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ
5.1. Самостоятельное изучение темы:Выбор заглавия. Расположение литературы в списке. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 5 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Подготовка к зачету Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.5
5.3. Зачет 1 4 ОПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету:


1. Информационная культура: понятие, компоненты.
2. Информационно-библиографический поиск: понятие, виды, ПОД.
3. ГСНТИ: федеральные, центральные и региональные центры информации.
4. Библиотечная система России.
5. Алфавитный каталог: структура, назначение, методика поиска.
6. Систематический каталог: структура, назначение, методика поиска.
7. Структура, назначение и методика поиска по каталогам:
а) алфавитный и систематический каталоги иностранной литературы
б) каталог книжных памятников
в) каталог периодических изданий.
8. Структура, назначение и методика поиска изданий по отраслевым библиографическим указателям ИНИОН РАН «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам» Сер. «Социология и философия».
9. Общая схема библиографической записи.
10. Библиографическое описание под заголовком и заглавием.
11. Аналитическая библиографическая запись.
12. Составление списка литературы для курсовых и дипломных работ.
13. Характеристика баз данных локального доступа : «Книги», «Статьи», Периодика», «Труды ученых АлтГУ».
14. Информационные ресурсы удаленного доступа на сайте НБ АлтГУ.
15. Аннотация как вид аналитико-синтетической переработки информации.
16. Реферат как вид аналитико-синтетической переработки информации.
17. Обзор как вид аналитико-синтетической переработки информации
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии формирования оценок
отлично - При ответе обнаруживается знание и понимание основных положений данного задания, излагается материал полно, хотя и допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил; обнаруживается умение обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; материал излагается последовательно, хотя и при изложении допускаются ошибки
хорошо - Обнаруживается незнание ответа на соответствующее задание, допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагается материал; при ответе обнаруживаются такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
удовлетворительно- ответ на соответствующее задание произведен со значительными ошибками
не удовлетворительно- ответ не отвечает требованиям

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Коряковцева Хрестоматия по информационной культуре: хрестоматия М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2007
Л2.2 Мишова, В.В. Мультимедийные технологии: практикум для студентов СПБ.: Профессия, 2017 https://e.lanbook.com/book/99315
Л2.3 А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева Информационная культура личности: учеб. -метод. пособие М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2007
Л2.4 Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб. -метод. пособие для вузов СПб. : Профессия, 2006
Л2.5 Романенко В.Н. , Никитина Г. В. Сетевой информационный поиск: практическое пособие СПб: Профессия, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный сайт6 http://www.lib.asu.ru
Э2 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э3 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY, Российское образование: федеральный портал: http://www.ed
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
FAR Manager
Mozilla Firefox
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=24052
2. http://lib.mexmat.ru/books/46882
3. http://www.intuit.ru/studies/courses/4454/703/info

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, компьютерный класс.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами:
- личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности;
- диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие;
- индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников.
РПД предполагает участие студентов в следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной работе дома, в библиотеке, в аудитории с информационным материалом; парной работе по взаимообучению; групповой работе на практических занятиях; коллективных формах обсуждения, дискуссиях.
В РПД внесены также дополнительные темы, способствующие формированию целостного взгляда на педагогику и не относящиеся к лекционному курсу.
РПД содержит план практических занятий и практические задания по курсу, краткую информацию по основным темам курса (необходимую для успешного проведения практических занятий), а также дополнительный материал и тесты.