Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии |
Профиль | Программирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_02_ФИиИТ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор А.Я. Троцковский
1.1. | 1. Овладение студентами базовым понятийным аппаратом экономики как сферы деятельности; 2. Формирование основ экономического мышления, адекватного требованиям современного развития; 3. Выработку навыков общего анализа основных экономических процессов на микро-, макроуровн, а также на уровне международной экономики; 4. Формирорванеие представлений студентов об основах, целях, роли предпринимательской деятельности в современной экономике, ее экономической,социальной, технологической составляющих; 5. Уяснение роли государства в развитии экономики национальной, в частности в направлении стимулирования, обеспечения стабильных условияй предпринимательской деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Межкультурное разнообразие общества в социально-историческом и этическом и философском контекстах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом и этическом и философском контекстах |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Знаниями о межкультурном разнообразии общества в социально-историческом и этическом и философском контекстах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экономику | ||||||
1.1. | Экономика как система и как наука. Потребности и ресурсы, их виды. Проблема выбора в экономике. Цели экономического развития. Типы хозяйственных систем, их характеристика.Собственность и ее виды. | Лекции | 4 | 4 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Рыночная экономика как система, ее субъекты и их интересы. Виды рынков, их взаимосвязь. Деньги, их сущность и функции. Конкуренция, ее сущность, виды и ее роль в экономике. Дефекты рыночной системы. Монополия и ее последствия. Государство в экономике - причины вмешательства. Хозяйственные системы стран их специфика. | Практические | 4 | 4 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Структура экономики как системы.Этапы развития экономических систем. Цели экономического развития. Связи экономики, политики, социальной и духовной сфер.Эволюция рыночной экономики. Типы хозяйственных систем, критерии их классификации. Общая характеристика экономик отдельных стран (по выбору студента) | Сам. работа | 4 | 16 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основы экономического поведения участников хозяйственной деятельности | ||||||
2.1. | Рынок благ, его участники и основные характеристики. Цена товара. Спрос и предложение как факторы ценообразования.Государство на рынке благ. Основы потребительского поведения домашних хозяйств. Фирма как субъект экономики,ее цели. Виды фирм. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Типы рыночных структур. Монополия, ее виды и антимонопольное регулирование. Рынок труда. Заработная плата и ее виды и факторы изменения. Рынок капитала. Процентная ставка, ее виды и факторы изменения Рынок земли. Рента, ее виды. Доходы домашних хозяйств и их распределение. Дифференциация доходов, ее показатели и факторы. | Лекции | 4 | 8 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Рынок. Спрос и предложение. Факторы изменения спроса и предложения, их влияние на цены товаров. Эластичность спроса.Фирма.Издержки и их виды. Выручка и прибыль. Источники прибыли. Рынок труда. Заработная плата. Рынок капитала. Ссудный процент. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. | Практические | 4 | 6 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Рынок. Спрос и предложение. . Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и ее влияние на выручку продавцов. Выручка, издержки и прибыль фирм. Рынок труда.его виды. Заработная плата.Факторы изменения заработной платы. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Бедногсть и способы борьбы с ней. Внешние эффекты и общественные блага. . | Сам. работа | 4 | 10 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Основы функционирования национальной экономики | ||||||
3.1. | Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические проблемы. Безработица ее виды и последствия. Инфляция и ее виды и последствия. Экономические циклы , их виды и фазы. Платежные баланс, его состояние. Равновесие в макроэкономике - общий подход. Инвестиции, их виды. Стабилизационная политика государства.Цели, инструменты, модели и проблемы государственного регулирования. Основы денежно-кредитной и финансовой политики. | Лекции | 4 | 8 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Основные макроэкономические проблемы, пути их решения. Проблемы экономики РФ. Деньги и денежное обращение. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Финансовая политика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Миграция капитала и рабочей силы.Платежный баланс. Валютный курс, факторы его измененния. | Практические | 4 | 6 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Стабилизационная политика государства. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс, факторы его изменения. | Сам. работа | 4 | 10 | УК-5 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Я. Иохин | Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F |
Л1.2 | Николаева И.П. | Экономическая теория: учебник для бакалавров | М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рыбина З.В. | Экономика: учебное пособие | М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В. В. Коршунов | Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2 |
Л2.3 | Гребенников П. И. | Экономика : учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба г8осударственной статистики РФ | www.gks.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э3 | Международный валютный фонд- | http: //www.imf.org | ||
Э4 | Организация экономического сотрудничества и развития- | http: // www.oecd.org | ||
Э5 | Мировой банк – | http: // www.world-bank.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях. На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций. На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении практических заданий, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответствующим темам, накапливая материал для успешной прохождения промежуточной аттестации. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог) - для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти материалы не только до момента аттестации по курсу, но и до окончания ВУЗа. К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета. Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения практических заданий и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающих непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к промежуточной аттестации, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствие недостатка времени для аудиторной работы. В результате изучения дисциплины бакалавр должен: • усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу; • познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам докладов; • научиться самостоятельно использовать теоретические положения и модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике; • приобрести навыки решения различных практических заданий, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки; • быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях; • выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов; • приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы. . |