МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ПП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи; руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения; использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История».
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
1.2. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире
2.1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. /Лек Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
2.3. Формирование духовной культуры древнерусского общества /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
3.2. Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
3.3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
4.2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
4.3. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
4.4. Московская Русь в XVI в /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации
5.1. «Смутное время» в истории России. Россмя при первых Романовых. Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.2. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.3. Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.4. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.5. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.6. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм /Пр Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.2. Россия во второй половине XIX в. /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.3. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.4. Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ Сам. работа 1 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.5. Декабристы и идея конституции в первой половине XIX в. /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.6. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.2. Русские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.3. Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. /Лек/ Лекции 1 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.4. СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.5. Современная РФ (1991 - 2012 гг.) Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.6. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.7. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. /Ср/ Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.8. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. /Ср/ Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.9. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.10. Октябрь 1917 г.: предпосылки, альтернативы, историческое значение /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.11. Становление российской государственности в 1990-е годы /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств).
6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе.
7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского.
9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки.
11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты.
12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.

УП: 030300_62-09-1234-2623.plm.xml стр. 8
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством»
(Н.М. Карамзин)
2. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Он явно стремился к спасительному единовластию» (Н.М. Карамзин).
3. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей» (В.О. Ключевский).
4. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все» (И. Греков, Ф. Шахмагонов)
5. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены» (В.О. Ключевский)
6. «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века» (С.М. Соловьев)
7. «Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований» (В.О. Ключевский о Екатерине II).
8. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
9. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
10. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск»
(В.О. Ключевский)
11. «По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства… Военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но выполнять считался лучшим» (С.М. Соловьев).
12. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
13. «В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства… чем та, которую явила из себя эпоха «великих реформ» царствования Александра II» (Н.В. Давыдов).
14. «Александр II вступил на путь первого Александра. Одной рукой он дарил реформы, возбуждавшие в обществе самые отважные ожидания, а другой выдвигал и поддерживал слуг, которые их разрушали» (В.О. Ключевский)
15. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти» (А.П. Извольский).
16. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы» (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
17. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера» (митрополит Вениамин).
18. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия» (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
Л1.2 Орлов, А.С. Основы курса истории России : учебник : М. : Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251759
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.3 Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.4 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.5 Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для вузов: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для первичного знакомства с курсом "История" студенту предлагается ознакомиться с программой курса, основной и дополнительный рекомендуемой литературы, включающий учебники, учебные пособия, методические разработки по дисциплине, а также работы научного плана: монографии, статьи и т.д.
Так как весь курс делится на академический (аудиторный) и самостоятельный, основными формами его реализации являются лекции, семинарские занятия, а также формы самостоятельной работы: подготовка к семинарам, собеседованиям, к экзамену.
Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации. Лекционные материалы по курсу «История» как, правило, имеют проблемно-тематическую структуру и выстраиваются по хронологическому принципу, что, во-первых, дает возможность рассмотреть течение исторического процесса в генетическом ключе, во-вторых, показать альтернативные оценки исторических событий, содержащихся в отечественной и зарубежной историографии.
Семинары представляют собой реализацию текущего контроля работы студентов и направлены на выработку умений и навыков самостоятельной обработки исторической информации, содержащейся в источниках и литературе. Семинары, как и письменные работы, позволяют сформировать у студента умение выбирать векторы исследовательского поиска, проводить критический анализ исторических сведений, формулировать и озвучивать собственные мысли. Выдаваемые студентам «Планы семинарских занятий» позволяют сориентировать студентов в направлении поиска информации по конкретной теме, предлагают по ней литературу с выходными данными, вплоть до страниц. При проведении семинаров используют различные методики и формы работы: тестирование, фронтальный опрос, эвристическую беседу, доклады и сообщения, обучающие игры и кейсы, круглые столы. Обязательно используются наглядные пособия с применением мультимедиа.
Данный курс представлен также на платформе Moodle, что позволяет студенту в удобное время (в том числе и дистанционно) осваивать курс, разработанна балльно-рейтинговая система оценивания.