Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_01_Э-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол.наук,проф. А.Я.Троцковский
1.1. | Цель дисциплины - формирование целостного представления о роли государства в хозяйственной системе, содержании организационной, методической, и регулирующей деятельности органов государственной власти на микроуровне. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ПК-1 | способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-2 | способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-3 | способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-3: основные законы развития экономической системы; методологические подходы и методы анализа экономических явлений и процессов; основные законы развития экономической системы ПК-1: основные методики выбора инструментальных средств для сбора и обработки экономических данных; основные методы анализа статистических данных и методики их интерпретации; способы представления результатов анализа экономических данных. ПК-2: источники поиска исходных первичных данных для анализа экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов; типовые методики для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; нормативно-правовую базу для анализа экономических и социально-экономических показателей деятельности фирмы. ПК-3: основное содержание плановой деятельности хозяйствующего субъекта; принятые в организации стандарты расчетов для составления экономических разделов планов организации; основные методики бизнес-планирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-3: использовать знания экономики при решении практических задач в области профессиональной деятельности; использовать знания о законах и закономерностях развития экономических процессов и явлений при исследовании экономических проблем; использовать знания экономики при решении практических задач в области профессиональной деятельности ПК-1: проводить поиск и отбор необходимой статистической информации, оценивать ее репрезентативность; применять выбранные методики для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей; анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы ПК-2: рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; на основе проведенного анализа делать выводы о причинах изменения экономических показателей деятельности фирмы; прогнозировать изменение основных экономических показателей фирмы при изменении условий хозяйствования. ПК-3: применять методы бизнес планирования деятельности фирмы; проводить расчеты, необходимые для составления экономических разделов планов организации; обосновывать полученные результаты расчетов для составления экономических разделов планов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-3: навыками ориентации в оценке экономических проблема современного развития; навыками анализа и оценки современных экономических проблем; навыками ориентации в оценке экономических проблема современного развития ПК-1: методами сбора статистических данных; методологическими приемами исследования и анализа статистических данных; методами интерпретации полученных в ходе анализа результатов. ПК-2: методами анализа исходных данных, характеризующих результаты деятельности хозяйствующего субъекта; методиками поиска и анализа исходных данных, характеризующих деятельность предприятия; методикой анализа бизнес-процессов фирмы. ПК-3: методиками расчетов экономических результатов деятельности предприятия; навыками бизнес-планирования; методами интерпретации результатов, полученных в ходе анализа основных экономических показателей деятельности хозяйствующего субъекта. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общественный сектор в рыночной экономике | ||||||
1.1. | Масштабы и динамика общественного сектора в смешанной экономике. Тенденции развития общественного сектора. | Практические | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Общественный сектор в смешанной экономике | Лекции | 5 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Общественный сектор в смешанной экономике | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Причины существования и функции общественного сектора | Лекции | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Общественные блага и общественный сектор экономики | Практические | 5 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Причины существования и функции общественного сектора | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Равновесие в общественном секторе | Лекции | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Использование рыночных регуляторов в смешанном общественном секторе. Методы реализации предпочтений потребителей в общественном секторе. | Практические | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Равновесие в общественном секторе | Сам. работа | 5 | 12 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Внешние эффекты: принципы и политика | Лекции | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Внешние эффекты: принципы и политика | Практические | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Внешние эффекты: принципы и политика | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Роль общественного сектора в распределении доходов | ||||||
2.1. | Роль общественного сектора в распределении доходов | Лекции | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Роль общественного сектора в распределении доходов | Практические | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Роль общественного сектора в распределении дохода | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика | Лекции | 5 | 0 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика | Практические | 5 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика | Сам. работа | 5 | 12 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Экономические основы политического механизма | ||||||
3.1. | Экономические основы политического механизма в общественном секторе | Лекции | 5 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Экономические основы политического механизма в общественном секторе | Практические | 5 | 2 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Экономические основы политического механизма в общественном секторе | Сам. работа | 5 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Восколович, Н. А. | Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru/book/E2774145-21AF-4BB7-82E9-825931CA69F7. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. | Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека | do.gendocs.ru | ||
Э2 | Экономический портал: | institutiones.com | ||
Э3 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: | ecsocman.hse.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | uwh.lib.msu.su | ||
Э6 | Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета | www.rubricon.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. Методические рекомендации по подготовке рефератов Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются. |