МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-исторические центры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнология и организация туроператорских и турагентских услуг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Культурно-исторические центры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является анализ географии культурно-исторических центров и использование этих знаний в профессиональной деятельности, уметь анализировать главные этапы и закономерности культурно-исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы философских знаний в географии культурно-исторических центров, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, использовать в профессиональной деятельности главные этапы и закономерности исторического развития географии культурно-исторических центров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.информацией, статистикой и аналитикой о географии основных культурно-исторических регионов мира и использовать ее в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культурно-исторические центры как научная и учебная дисциплина.
1.1. Культурно-исторические центры как научная и учебная дисциплина. Лекции 1 2
1.2. Культурно-исторические центры как научная и учебная дисциплина. Практические 1 2
1.3. Культурно-исторические центры как научная и учебная дисциплина. Сам. работа 1 14
Раздел 2. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира.
2.1. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира. Лекции 1 2
2.2. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира. Практические 1 2
2.3. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира. Сам. работа 1 14
Раздел 3. Культурно-исторические центры и искусство в свете мировых религий.Культурно-исторические центры европейского средневековья
3.1. Культурно-исторические центры и искусство в свете мировых религий.Культурно-исторические центры европейского средневековья Сам. работа 1 13
Раздел 4. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках.
4.1. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках. Практические 1 2
4.2. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках. Сам. работа 1 12
Раздел 5. Западноевропейские культурно-исторические центры в XIX - начале XX веков.Культурно-исторические центры Запада в XX веке
5.1. Западноевропейские культурно-исторические центры в XIX - начале XX веков.Культурно-исторические центры Запада в XX веке Сам. работа 1 12
Раздел 6. Русские культурно-исторические центры и искусство в древности и средневековье. IX - XVI вв.Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков.
6.1. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. Сам. работа 1 12 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке.
7.1. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке. Практические 1 2 Л2.3, Л2.2
7.2. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке. Сам. работа 1 15 Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и факторы формирования культурно-исторических центров
2. Направления в исследовании культурно-исторических центров
3. Признаки и отличия культурно-исторических центров
4. Классификация культурно-исторических объектов
5. Влияние культурно-исторических центров на развитие туристского региона
6. Особенности культурно-исторических центров Восточной Европы
7. Особенности культурно-исторических центров Северной Европы
8. Особенности культурно-исторических центров Западной Европы
9. Особенности культурно-исторических центров России
10. Особенности культурно-исторических центров Центральной Америки
11. Особенности культурно-исторических центров Южной Америки
12. Особенности культурно-исторических центров Юго-Западной Азии
13. Особенности культурно-исторических центров Южной Азии
14. Особенности культурно-исторических центров Восточной Азии
15. Становление культурно-исторических центров в Древнем Египте.
16. Становление культурно-исторических центров в Древнем Китае. Влияние на это изобретений средневекового Китая.
17. Семь чудес света и их роль в развитии туризма.
18. Древний Рим: интерактивность и самобытность его культуры в аспекте культурно-исторических центров.
19. Специфика европейской культуры в эпоху Средневековья. Кельты, германские племена. “каролингское” и “оттоновское” возрождение и их роль в формировании культурно-исторических центров центров.
20. Формирование стилей в искусстве и архитектуре и их влияние на развитие культурно-исторических центров.
21. Религиозные культурно-исторические центры.
22. Особенности выдающихся памятников буддийского культа в Японии.
23. Культурные достижения майя, ацтеков и инков; своеобразие культур этих народов.
24. Великие географические открытия, их вклад в развитие культурно-исторических центров.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Становление культурно-исторических центров в Древнем Египте.
2. Становление культурно-исторических центров в Древнем Китае. Влияние на это изобретений средневекового Китая.
3. Семь чудес света и их роль в развитии туризма.
4. Древний Рим: интерактивность и самобытность его культуры в аспекте культурно-исторических центров.
5. Специфика европейской культуры в эпоху Средневековья. Кельты, германские племена. “каролингское” и “оттоновское” возрождение и их роль в формировании культурно-исторических центров центров.
6. Формирование стилей в искусстве и архитектуре и их влияние на развитие культурно-исторических центров.
7. Религиозные культурно-исторические центры.
8. Особенности выдающихся памятников буддийского культа в Японии.
9. Культурные достижения майя, ацтеков и инков; своеобразие культур этих народов.
10. Великие географические открытия, их вклад в развитие культурно-исторических центров
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Требования к знаниям:
зачтено - При ответе обнаруживается знание и понимание основных положений данного задания, излагается материал полно, хотя и допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил; обнаруживается умение обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; материал излагается последовательно, хотя и при изложении допускаются ошибки
не зачтено - Обнаруживается незнание ответа на соответствующее задание, допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагается материал; при ответе обнаруживаются такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лазарев В. И. Византийское и древнерусское искусство.: М., 1978
Л2.2 М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц Русское искусство X – начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика.: альбом Искусство, 1989
Л2.3 Поспелов Г.Г. Русское искусство ХIХ века: Вопросы понимания времени: М. : Искусство, 1997
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана.
Э2 2. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ravnovesie.com/files/rv/17061746644.htm - Загл. с экрана.
Э3 3. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.artprojekt.ru/Menu.html – Загл. с экрана.
Э4 4. Мировая художественная культура. Россия. [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html - Загл. с экрана.
Э5 5. Ratanews [Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э6 6. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э7 7. Туризм: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.