Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое и программное обеспечение вычислительных машин |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_МиПОВМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | формирование глубоких знаний в области математического моделирования экономических процессов для прогнозирования их результатов в условиях неопределенности. Воспитание практических навыков применения методов стохастической математики для прогнозирования параметров временных рядов в отраслях экономики и на современных финансовых рынках. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-3 | способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение |
ПК-4 | способностью разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систематизацию теоретических моделей и возможности их практического использования применительно к конкретным экономическим условиям. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять точные и приближенные методы динамического прогнозирования в условиях неопределенности, использовать их для решения финансово-экономических проблем в отраслях экономики и на современных финансовых рынках для определения параметров финансовых инструментов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками подбора известных и построения оригинальных методов и моделей динамического прогнозирования, адекватных конкретной экономической задаче; - методами разработки расчетных схем для нахождения параметров финансовых потоков в отраслях экономики и на современных финансовых рынках. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология моделирования и прогнозирования мировой динамики | ||||||
1.1. | Динамическое прогнозирование с использованием модели Коба-Дугласа | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия и определения. Методология краткосрочного и долгосрочного прогнозирования динамики экономических систем | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.3. | О новой методологии долгосрочного прогнозирования динамики экономики мировой системы и России | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.4. | Возможности и ограничения существующих методов моделирования мировой динамики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.5. | Построение модели Мир-системы с использованием модели Ферстера | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.6. | Существующие методы моделирования моделирования мировой динамики | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.7. | Уровни динамического моделирования мировой динамики. Подъемы циклов экономической активности Кондратьева и диффузия инноваций | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.8. | Построение траектории динамики общего выпуска ВВП | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.9. | Иерархическое динамическое моделирование мировой динамики | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Методы динамического моделирования макросоциальных процессов в Мир-системе | ||||||
2.1. | Макротенденции мирового развития. Динамика численности населения, ВВП, урбанизации | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Модели Ферстера динамики численности населения и ВВП. Сравнение динамики «Центра» и «Периферии» | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.3. | Системный анализ мировой динамики | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Модели цикличность процессов в мировой динамике | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.5. | Сравнение динамики «Центра» и «Периферии» | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.6. | Современная ситуация и возможные сценарии мирового развития. Математические модели и прогнозы | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.7. | Методы динамического моделирование макросоциальных процессов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.8. | Методы динамического моделирование макросоциальных процессов | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.9. | Математическое моделирование и прогнозирование мировой динамики | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Методы динамического моделирования трендов мирового развития | ||||||
3.1. | Базовая модель изменения глобальных тенденций | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.2. | Расчет прогнозов демографической, технологической, социальной и экономической динамики на множестве сценариев роста, стабилизации и снижения | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.3. | Построение адаптивной модель производственной функции экономики страны по модели Коба-Дугласа с учетом человеческого капитала | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.4. | Моделирование экономической динамики с учетом особенностей технологического развития | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.5. | Базовая модель взаимодействия «центра» и «Периферии» Мир-системы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.6. | Моделирование особенностей взаимодействия стран «Центра» и «Периферии» Мир-системы | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.7. | Моделирование неравновесных циклов и кризисов | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.8. | Адаптивная модель производственной функции | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
3.9. | Адаптивное прогнозирование на основе моделирования взаимосвязанных временных рядов | Сам. работа | 3 | 56 | ОПК-3, ПК-4 | Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кийко П. В., Щукина Н. В. | Эконометрика. Продвинутый уровень: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Елисеева И.И. - Отв. ред. | ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Воскобойников Ю.Е. | Эконометрика в Excel. Модели временных рядов: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л3.2 | Дубина И.Н. | Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: Учебное пособие | Финансы и статистика, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru. | |||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com. | |||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/. 2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com. 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/. 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru. 5. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования. 6. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib. 7. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru. 8. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl. 9. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/. 10. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания; - усвоить содержание основных понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы. |