МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика работы гида-инструктора

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнология и организация туроператорских и турагентских услуг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика работы гида-инструктора

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – получить знания, умения и овладеть методикой работы гида-инструктора, понимая многогранность его функций в процессе обслуживания туристов.
Данный курс подготавливает студентов к прохождению производственной практики на туркомплексах Алтайского региона в качестве гидов-инструкторов по туризму на активных и оздоровительных маршрутах с высоким уровнем профессионализма и обеспечения безопасности.
Задачи курса:
• обучение студентов методики работы гида-инструктора;
• обучение методическим основам и практическим навыкам деятельности гида - инструктора;
• получение знаний, умений и навыков о специфике обслуживания туристов в природной среде (спортивно-оздоровительные маршруты) с активными формами передвижения и организацией комфортных условий быта;
• получение навыков лидерства и управления тургруппой;
• формирование у студентов готовности реализации туристских проектов в виде разработки и проведении туров в природной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-3 готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативную, методическую и профессиональую основу деятельности гидов;
- профессиональные функции и установки гидов в России и мире, их роли в туристской индустрии;
- принципы организации обслуживания и создания безопасных условий за пределами зоны комфорта (городской среды);
- принципы обеспечения безопасности потребителей.
3.2.Уметь:
3.2.1. уметь работать с различными источниками информации в период подготовки и выполнения должностных обязанностей;
- организовать процесс обслуживания туристов в природной среде;
- реализовывать на практике проекты в туристской индустрии в сегменте спортивно-оздоровительного туризма: от разработки туров и их проведения, до организации иннвационных форм - фестивалей, спортивных событийных мероприятий в природной среде и т.д.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- передвижения в природной среде во время активных путешествий и анимационную деятельность во время отдыха на туркомплексах;
- самостоятельной работы в качестве гида-инструктора(стажера);
- сопровождения и обеспечения безопасности потребителя туристских услуг в природной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы деятельности гида-инструктора.
1.1. Сущность и значение методики работы гида- инструктора. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативные и маршрутные документы гида: первый этап обеспечения безопасности потребителей. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Функции, типы, виды и формы работы гида-инструктора Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. История профессии инструктор-проводник (гид) в России и мире. Сам. работа 5 18 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методика работы гида инструктора
2.1. Специфика обслуживания потребителей в природной среде.Основные требования. Сам. работа 5 18 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Психологические аспекты в деятельности гида-инструктора.
3.1. Ожидания и опасения гида и туристов.Конфликты и способы их решения. Сам. работа 5 18 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организация, подготовка и проведение спортивного тура.
4.1. Организация процесса обслуживания туристов во время похода, трансфера, проживания на туркомплексе. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности подготовки и проведения горных, водных, спелео и лыжных путешествий. Сам. работа 5 20 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Безопасность как основная функция гида-инструктора.
5.1. Разработка безопасного маршрута и учет факторов риска. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Способы и приемы обеспечения личной безопасности и безопасности потребителя(туриста). Практические 5 2 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.3. Факторы риска во время путешествия в горных районах России(Алтай, Саяны, Кавказ и т.д.) Сам. работа 5 18 ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.4. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Профессиональные стандарты для гидов в экологическом и приключенческом туризме.
2. Повышение квалификации гида-инструктора.
3. Должностные обязанности гида
4. Экскурсионное сопровождение группы
5. Должностная инструкция гида-инструктора.
6. Информационный контакт с гостями.
7. Обучение гида-инструктора в туризме и гостеприимстве
8. Методика работы гида с тур группой
9. Высвобождение гидов и увольнение.
10. Оценка персонала в тур организациях.
11. Изучение рекреационных потребностей туристов
12. Обеспечение мер безопасности туристов
13. Формирование коммуникативных навыков гида
14. Вербальное и невербальное общение
15. Преодоление гидом коммуникационных барьеров
16. Профессиональная этика работников сервиса (гидов-инструкторов)
17. Анимационная деятельность гида.
18. Гид как зарубежный представитель туроператора.
19. Профессиональная и трудовая адаптация гида
20. Организация и проведение гидом спортивного тура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень рекомендуемых тем рефератов:
1. Значение профессии гида на современном этапе.
2. Профессия гида-инструктора, как часть системы сервисного обслуживания.
3. История развития профессии гида в Европе.
4. Первые туристские организации в России.
5. Спортивные туры в России: проблемы и перспективы.
6. Лидеры рынка приключенческого (активного) туризма в России. Требования к персоналу.
7. Психологические аспекты в деятельности гидов. Типы лидерства.
8. Проведение гидом спасательных операций в природных условиях.
9. Юридические аспекты деятельности гида-инструктора в России.
10. Обзор системы подготовки гидов в России.
11. Сравнительный анализ подготовки гидов-инструкторов в России и Канаде.
12. Ориентирование гида – инструктора на местности.
13. Виды опасностей на активных маршрутах.
14. Обеспечение безопасности во время подготовки и проведения тура.
15. Препятствия и их преодоление в горном туризме.
16. Техника и обеспечение безопасности в водном туре.
17. Пещеры Алтая и их использование в туризме.
18. Экскурсионная и анимационная составляющая в деятельности гида-инструктора.
19. Технические требования к снаряжению и его эксплуатации.
20. Важнейшие установки( миссия) в деятельности гида-инструктора.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания, рефераты, контрольные работы

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравчук Т.А Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие - Омск : Издательство СибГУФК, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федотов, Юрий Николаевич Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. для вузов Изд-во Советский спорт, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лобачев, А. И. Безопасность жизнедеятельности/А.И.Лобачев. - М.: ЮРАЙТ, 2009. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э2 Курс в Moodle "Методика работы гида-инструктора копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.