МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая культура и искусство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнология и организация туроператорских и турагентских услуг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Мировая культура и искусство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Мировая культура и искусство" является
ознакомление студентов с основными тенденциями развития мировой культуры и искусства, формирование знаний и умений ориентирования в выдающихся памятниках мирового культурного наследия и их роли в жизни современного, умеющих их использовать в практической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы философских знаний в географии культурно-исторических центров, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, использовать в прфессиональной деятельности главные этапы и закономерности исторического развития географии культурно-исторических центров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.информацией, статистикой и аналитикой о географии основных культурно-исторических регионов мира и использовать ее в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина.
1.1. Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.3
1.2. Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. Практические 1 2
1.3. Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. Сам. работа 1 6 Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока.
2.1. Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Лекции 1 1 Л2.3, Л1.3
2.2. Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Практические 1 2
2.3. Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Сам. работа 1 10 Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Культура и искусство античного мира.
3.1. Культура и искусство античного мира. Лекции 1 1 Л1.3, Л2.5, Л2.1
3.2. Культура и искусство античного мира. Сам. работа 1 10 Л1.3, Л2.5, Л2.1
Раздел 4. Мировая культура и искусство в свете мировых религий
4.1. Мировая культура и искусство в свете мировых религий Практические 1 1 Л2.3, Л1.1
4.2. Мировая культура и искусство в свете мировых религий Сам. работа 1 10 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Культура и искусство европейского средневековья
5.1. Культура и искусство европейского средневековья Практические 1 1 Л2.9, Л1.2
5.2. Культура и искусство европейского средневековья Сам. работа 1 6 Л2.9, Л1.2
Раздел 6. Культура и искусство эпохи Возрождения
6.1. Культура и искусство эпохи Возрождения Практические 1 2 Л2.9, Л1.2
6.2. Культура и искусство эпохи Возрождения Сам. работа 1 6 Л2.9, Л1.2
Раздел 7. Культура и искусство западной Европы в новое и новейшее время. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках.
7.1. Культура и искусство западной Европы в новое и новейшее время. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках. Лекции 1 1 Л2.4, Л2.2, Л1.1
7.2. Культура и искусство западной Европы в новое и новейшее время. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках. Сам. работа 1 8 Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Западноевропейская культура и искусство в XIX - начале XX веков.
8.1. Западноевропейская культура и искусство в XIX - начале XX веков. Сам. работа 1 4 Л1.3, Л2.10, Л2.11
Раздел 9. Культура и искусство Запада в XX веке
9.1. Культура и искусство Запада в XX веке Сам. работа 1 4 Л1.3, Л2.11
Раздел 10. Русские культурно-исторические центры и искусство в древности и средневековье. IX - XVI вв.
10.1. Русские культурно-исторические центры и искусство в древности и средневековье. IX - XVI вв. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.7
Раздел 11. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков.
11.1. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. Сам. работа 1 8 Л2.6, Л1.1
Раздел 12. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.
12.1. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв. Сам. работа 1 8 Л2.6, Л2.8, Л1.1
Раздел 13. Культура и искусство России в XX веке.
13.1. Культура и искусство России в XX веке. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.7
13.2. Зачет 1 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.2. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
1. Многообразие взглядов на культуру отечественных и за¬рубежных ученых, основные школы и концепции теории культуры.
2. Понятия «культура» и «ис¬кусство», их функции и структурные свойства.
3. Многообразие подходов и направлений в культурологии.
4. Проблема историко-культурной типологии.
5. Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия.
6. Становление культурологической мысли
в европейской философии
7. Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли.
8. Культурологическое знание XIX в
9. Философия культуры. Критика классического образа культуры.
10. Культурологическое знание второй половины XX в. Психоаналитическая концепция культуры
11. Культура в первобытном обществе. Синкретический характер первобытной культуры.
12. Культура и искусство древних цивилизаций Востока.
13. Культура древнего Египта.
14. Культура древнего Китая и место в ней религиозных воззрений.
15. Культура и искусство в свете мировых религий.
16. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность.
17. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: средние века и эпоха Возрождения.
18. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: Классицизм
19. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: эпоха Просвещения.
20. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках.
21. Клас¬сицизм в изобразительном искусстве и архитектуре. Основные стили классицизма и их осо¬бенности: салонный классицизм, реалистический классицизм, ампир.
22. Особенности барокко в архитектуре и живописи, стиль рококо.
23. Западноевропейская культура и искусство в XIX - начале XX веков.
24. Основные социокультурные характеристики и тенденции развития культуры и искусст¬ва Запада в XX веке.
25. Русская культура и искусство в IX - XVI вв. Культура восточных славян в древности.
26. Культура и искусство России XVII - XVIII веков. Новые тенденции в развитии русской культуры и искусства.
27. Значение реформ Петра I в области культуры и быта.
28. Русская культура и искусство XIX - начала XX вв.
29. «Серебряный век» русского искусства.
30. Мировое значение русской культуры и искусства XIX - начала XX вв.
31. Культура России в XX веке. Борьба за сохранение духовных основ русской культуры и искусства.
32. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.
33. Принципы классификации видов искусства. Виды искусства.
34. Влияние литературы в формировании имиджа культурных и туристических центров.
35. Основные мировые культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия.
36. Основные российские культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия.
37. Охрана и использование культурного наследия. Основные объекты культурного наследия.
38. Необходимость охраны культурного наследия и возможности его научного и культурно-просветительского использования.
39. Международная Конвенция по охране Всемирного культурного и природного наследия.
40. Архитектурные памятники и проблема их сохранности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовые работы
1. Характерные особенности первобытного искусства.
2. Город мертвых, «Книга мертвых», пирамиды – зримое воплощение заупокойного культа в Древнем Египте.
3. Особенности канонического искусства Древнего Египта.
4. Религиозная реформа Эхнатона и ее значение для развития искусства Египта.
5. Вклад народов Древней Месопотамии в мировую культуру.
6. Эгейское искусство: шедевры, загадки, открытия.
7. Античный архитектурный ордер: понятие и типы. «Жизнь» ордера в веках.
8. Шедевры Древнегреческой скульптуры эпохи классики.
9. Агон – главный принцип Древнегреческой культуры.
10. Римский скульптурный портрет: происхождение и значение.
11. Рим – город мира. История удивительных руин.
12. Место и значение античного периода в истории западноевропейской культуры.
13. Христианство как тип мировоззрения и феномен духовной культуры.
14. Культура и искусство Византии.
15. Архитектура романского стиля.
16. Готика – мироощущение позднего средневековья и стиль искусства.
17. Рыцарская культура: ритуал и символ.
18. Монашество - социальный феномен Средневековья. Монашеский орден.
19. Понятие и периодизация Ренессанса. Своеобразие ренессансной культуры.
20. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Творчество Ф.Петрарки и Д.Бокаччо.
21. Творчество Микеланджело Буонаротти.
22. Культурный универсализм Леонардо да Винчи.
23. Творчество Рафаэля Санти.
24. Особенности северного Возрождения. Творчество И.Босха, П.Брейгеля.
25. Духовные основы протестантской морали. Свобода и разум в культуре протестантизма.
26. Золотой век» испанской живописи. Творчество Эль Греко и Веласкеса..
27. Художественный стиль «барокко» как отражение культурно-исторической эпохи XVII века.
28. Творчество П.П. Рубенса и Х. Рембранта.
29. Классицизм как художественная система. Понятие классицизма. Классицизм в живописи и музыке.
30. Классицизм как художественная система. Понятие классицизма. Классицизм в архитектуре и театре.
31. Стиль рококо в европейском искусстве.
32. Музыка эпохи Просвещения (Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт).
33. Сущность мироощущения и идейные искания романтизма в литературе и искусстве XIX в.
34. Творчество европейских писателей - реалистов Х1Хв. (Диккенс, Теккерей, Бальзак, Золя и др.).
35. Романтизм и реализм как два типа мировоззрения. Сравнительная характеристика.
36. «Впечатление о мгновении». Импрессионизм в искусстве.
37. Постимпрессионизм во французском искусстве.
38. Символизм как миропонимание. Особенности и представители европейского и русского символизма.
39. Мировоззренческие основы модернистского искусства. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма.
40. Постмодерн: углубление эстетических экспериментов.
41. Цивилизация и культура: соотношение понятий.
42. «Восток» и «Запад» как идеальные типы мировой культуры.
43. Язычество как феномен истории культуры.
44. Становление и развитие индийской цивилизации.
45. Специфика становления европейской цивилизации.
46. Особенности развития исламской цивилизации.
47. Особенности происхождения и функции первобытного искусства. Первобытная религия и ее основные формы.
48. Специфика и основные этапы эволюции культуры Древнего Египта.
49. Особенности и характерные черты культуры Древней Месопотамии. Человек в месопотамской культуре.
50. Великие достижения культуры Китая.
51. Этапы становления и развития культуры Древней Греции.
52. Особенности возникновения и развития Рима. Своеобразие системы ценностей римского гражданина. Литература и искусство в Древнем Риме.
53. Периодизация и особенности средневековой культуры. Готический и романский стили в архитектуре средневековой Европы.
54. Школы и университеты в Средневековье. Развитие знания в средневековом обществе.
55. Истоки и особенности развития Византийской культуры.
56. Предпосылки и условия возникновения эпохи Возрождения. Утверждение гуманизма. Титаны эпохи Возрождения и их великие творения.
57. Сущность движения Реформации и ее основные направления. Протестантизм и его основные течения.
58. Особенности европейской культуры Нового времени. Литература и искусство XVII века.
59. Историко-культурные процессы в век Просвещения. Особенности французского, английского и немецкого Просвещения. Искусство и литература эпохи Просвещения.
60. Основные направления культуры Европы XIX века. Особенности развития науки и техники. Философские идеи А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора.
61. Литература и искусство XIX века. Романтизм, реализм. Утверждение модернизма, как нового направления в искусстве.
62. Основные направления культуры ХХ века. Сциентизм, идеи космической культуры и научно-техническая революция.
63. Генезис феномена массовой культуры, проблемы «дегуманизации искусства».
64. Проблема кризиса культуры и ее осмысление в экзистенциализме, фрейдизме и неофрейдизме.
65. Особенности искусства ХХ века. Модернизм, и постмодернизм.
66. Особенности культуры информационного общества.
67. Глобализация как социокультурный феномен.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура : М.:ЭКСМО, 2010
Л1.3 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тайлор Э. Первобытная культура.: М., 1989
Л2.2 Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. : М. : Искусство, 1971
Л2.3 Маркова А. Н. Культурология: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.4 Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. : М: Искусство, 1974
Л2.5 Лазарев В. И. Византийское и древнерусское искусство.: М., 1978
Л2.6 Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII-XIX веков: монография М.: Яуза; Эксмо, 2004
Л2.7 М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц Русское искусство X – начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика.: альбом Искусство, 1989
Л2.8 Поспелов Г.Г. Русское искусство ХIХ века: Вопросы понимания времени: М. : Искусство, 1997
Л2.9 под ред. Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. : учебник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина М.: ЗАО "Сварог и К", 1982
Л2.10 Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи: СПб.: Азбука-классика, 2008
Л2.11 Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: терминологический словарь СПб.: Азбука-классика, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана.
Э2 2. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ravnovesie.com/files/rv/17061746644.htm - Загл. с экрана.
Э3 3. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.artprojekt.ru/Menu.html – Загл. с экрана.
Э4 4. Мировая художественная культура. Россия. [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html - Загл. с экрана.
Э5 5. Ratanews [Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э6 6. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э7 7. Туризм: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office ; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Мировая культура и искусство»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Мировая культура и искусство» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мировая культура и искусство» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

В курсе «Мировая культура и искусство» семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления