Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технология и организация туроператорских и турагентских услуг |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_02_Т-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Мировая культура и искусство" является ознакомление студентов с основными тенденциями развития мировой культуры и искусства, формирование знаний и умений ориентирования в выдающихся памятниках мирового культурного наследия и их роли в жизни современного, умеющих их использовать в практической деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11 |
ПК-6 | способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы философских знаний в географии культурно-исторических центров, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать, использовать в прфессиональной деятельности главные этапы и закономерности исторического развития географии культурно-исторических центров |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | информацией, статистикой и аналитикой о географии основных культурно-исторических регионов мира и использовать ее в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. | ||||||
1.1. | Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.3 | |
1.2. | Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. | Практические | 1 | 2 | ||
1.3. | Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.3, Л1.3 | |
Раздел 2. Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. | ||||||
2.1. | Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. | Лекции | 1 | 1 | Л2.3, Л1.3 | |
2.2. | Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. | Практические | 1 | 2 | ||
2.3. | Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3, Л1.3 | |
Раздел 3. Культура и искусство античного мира. | ||||||
3.1. | Культура и искусство античного мира. | Лекции | 1 | 1 | Л1.3, Л2.5, Л2.1 | |
3.2. | Культура и искусство античного мира. | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.3, Л2.5, Л2.1 | |
Раздел 4. Мировая культура и искусство в свете мировых религий | ||||||
4.1. | Мировая культура и искусство в свете мировых религий | Практические | 1 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
4.2. | Мировая культура и искусство в свете мировых религий | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 5. Культура и искусство европейского средневековья | ||||||
5.1. | Культура и искусство европейского средневековья | Практические | 1 | 1 | Л2.9, Л1.2 | |
5.2. | Культура и искусство европейского средневековья | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.9, Л1.2 | |
Раздел 6. Культура и искусство эпохи Возрождения | ||||||
6.1. | Культура и искусство эпохи Возрождения | Практические | 1 | 2 | Л2.9, Л1.2 | |
6.2. | Культура и искусство эпохи Возрождения | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.9, Л1.2 | |
Раздел 7. Культура и искусство западной Европы в новое и новейшее время. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках. | ||||||
7.1. | Культура и искусство западной Европы в новое и новейшее время. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках. | Лекции | 1 | 1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1 | |
7.2. | Культура и искусство западной Европы в новое и новейшее время. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.4, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 8. Западноевропейская культура и искусство в XIX - начале XX веков. | ||||||
8.1. | Западноевропейская культура и искусство в XIX - начале XX веков. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.3, Л2.10, Л2.11 | |
Раздел 9. Культура и искусство Запада в XX веке | ||||||
9.1. | Культура и искусство Запада в XX веке | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.3, Л2.11 | |
Раздел 10. Русские культурно-исторические центры и искусство в древности и средневековье. IX - XVI вв. | ||||||
10.1. | Русские культурно-исторические центры и искусство в древности и средневековье. IX - XVI вв. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.7 | |
Раздел 11. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. | ||||||
11.1. | Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.6, Л1.1 | |
Раздел 12. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв. | ||||||
12.1. | Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.6, Л2.8, Л1.1 | |
Раздел 13. Культура и искусство России в XX веке. | ||||||
13.1. | Культура и искусство России в XX веке. | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.1, Л2.7 | |
13.2. | Зачет | 1 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.2. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине 1. Многообразие взглядов на культуру отечественных и за¬рубежных ученых, основные школы и концепции теории культуры. 2. Понятия «культура» и «ис¬кусство», их функции и структурные свойства. 3. Многообразие подходов и направлений в культурологии. 4. Проблема историко-культурной типологии. 5. Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия. 6. Становление культурологической мысли в европейской философии 7. Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. 8. Культурологическое знание XIX в 9. Философия культуры. Критика классического образа культуры. 10. Культурологическое знание второй половины XX в. Психоаналитическая концепция культуры 11. Культура в первобытном обществе. Синкретический характер первобытной культуры. 12. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. 13. Культура древнего Египта. 14. Культура древнего Китая и место в ней религиозных воззрений. 15. Культура и искусство в свете мировых религий. 16. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность. 17. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: средние века и эпоха Возрождения. 18. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: Классицизм 19. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: эпоха Просвещения. 20. Культура и искусство Западной Европы в XVII - XVIII веках. 21. Клас¬сицизм в изобразительном искусстве и архитектуре. Основные стили классицизма и их осо¬бенности: салонный классицизм, реалистический классицизм, ампир. 22. Особенности барокко в архитектуре и живописи, стиль рококо. 23. Западноевропейская культура и искусство в XIX - начале XX веков. 24. Основные социокультурные характеристики и тенденции развития культуры и искусст¬ва Запада в XX веке. 25. Русская культура и искусство в IX - XVI вв. Культура восточных славян в древности. 26. Культура и искусство России XVII - XVIII веков. Новые тенденции в развитии русской культуры и искусства. 27. Значение реформ Петра I в области культуры и быта. 28. Русская культура и искусство XIX - начала XX вв. 29. «Серебряный век» русского искусства. 30. Мировое значение русской культуры и искусства XIX - начала XX вв. 31. Культура России в XX веке. Борьба за сохранение духовных основ русской культуры и искусства. 32. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства. 33. Принципы классификации видов искусства. Виды искусства. 34. Влияние литературы в формировании имиджа культурных и туристических центров. 35. Основные мировые культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия. 36. Основные российские культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия. 37. Охрана и использование культурного наследия. Основные объекты культурного наследия. 38. Необходимость охраны культурного наследия и возможности его научного и культурно-просветительского использования. 39. Международная Конвенция по охране Всемирного культурного и природного наследия. 40. Архитектурные памятники и проблема их сохранности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Курсовые работы 1. Характерные особенности первобытного искусства. 2. Город мертвых, «Книга мертвых», пирамиды – зримое воплощение заупокойного культа в Древнем Египте. 3. Особенности канонического искусства Древнего Египта. 4. Религиозная реформа Эхнатона и ее значение для развития искусства Египта. 5. Вклад народов Древней Месопотамии в мировую культуру. 6. Эгейское искусство: шедевры, загадки, открытия. 7. Античный архитектурный ордер: понятие и типы. «Жизнь» ордера в веках. 8. Шедевры Древнегреческой скульптуры эпохи классики. 9. Агон – главный принцип Древнегреческой культуры. 10. Римский скульптурный портрет: происхождение и значение. 11. Рим – город мира. История удивительных руин. 12. Место и значение античного периода в истории западноевропейской культуры. 13. Христианство как тип мировоззрения и феномен духовной культуры. 14. Культура и искусство Византии. 15. Архитектура романского стиля. 16. Готика – мироощущение позднего средневековья и стиль искусства. 17. Рыцарская культура: ритуал и символ. 18. Монашество - социальный феномен Средневековья. Монашеский орден. 19. Понятие и периодизация Ренессанса. Своеобразие ренессансной культуры. 20. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Творчество Ф.Петрарки и Д.Бокаччо. 21. Творчество Микеланджело Буонаротти. 22. Культурный универсализм Леонардо да Винчи. 23. Творчество Рафаэля Санти. 24. Особенности северного Возрождения. Творчество И.Босха, П.Брейгеля. 25. Духовные основы протестантской морали. Свобода и разум в культуре протестантизма. 26. Золотой век» испанской живописи. Творчество Эль Греко и Веласкеса.. 27. Художественный стиль «барокко» как отражение культурно-исторической эпохи XVII века. 28. Творчество П.П. Рубенса и Х. Рембранта. 29. Классицизм как художественная система. Понятие классицизма. Классицизм в живописи и музыке. 30. Классицизм как художественная система. Понятие классицизма. Классицизм в архитектуре и театре. 31. Стиль рококо в европейском искусстве. 32. Музыка эпохи Просвещения (Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт). 33. Сущность мироощущения и идейные искания романтизма в литературе и искусстве XIX в. 34. Творчество европейских писателей - реалистов Х1Хв. (Диккенс, Теккерей, Бальзак, Золя и др.). 35. Романтизм и реализм как два типа мировоззрения. Сравнительная характеристика. 36. «Впечатление о мгновении». Импрессионизм в искусстве. 37. Постимпрессионизм во французском искусстве. 38. Символизм как миропонимание. Особенности и представители европейского и русского символизма. 39. Мировоззренческие основы модернистского искусства. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. 40. Постмодерн: углубление эстетических экспериментов. 41. Цивилизация и культура: соотношение понятий. 42. «Восток» и «Запад» как идеальные типы мировой культуры. 43. Язычество как феномен истории культуры. 44. Становление и развитие индийской цивилизации. 45. Специфика становления европейской цивилизации. 46. Особенности развития исламской цивилизации. 47. Особенности происхождения и функции первобытного искусства. Первобытная религия и ее основные формы. 48. Специфика и основные этапы эволюции культуры Древнего Египта. 49. Особенности и характерные черты культуры Древней Месопотамии. Человек в месопотамской культуре. 50. Великие достижения культуры Китая. 51. Этапы становления и развития культуры Древней Греции. 52. Особенности возникновения и развития Рима. Своеобразие системы ценностей римского гражданина. Литература и искусство в Древнем Риме. 53. Периодизация и особенности средневековой культуры. Готический и романский стили в архитектуре средневековой Европы. 54. Школы и университеты в Средневековье. Развитие знания в средневековом обществе. 55. Истоки и особенности развития Византийской культуры. 56. Предпосылки и условия возникновения эпохи Возрождения. Утверждение гуманизма. Титаны эпохи Возрождения и их великие творения. 57. Сущность движения Реформации и ее основные направления. Протестантизм и его основные течения. 58. Особенности европейской культуры Нового времени. Литература и искусство XVII века. 59. Историко-культурные процессы в век Просвещения. Особенности французского, английского и немецкого Просвещения. Искусство и литература эпохи Просвещения. 60. Основные направления культуры Европы XIX века. Особенности развития науки и техники. Философские идеи А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора. 61. Литература и искусство XIX века. Романтизм, реализм. Утверждение модернизма, как нового направления в искусстве. 62. Основные направления культуры ХХ века. Сциентизм, идеи космической культуры и научно-техническая революция. 63. Генезис феномена массовой культуры, проблемы «дегуманизации искусства». 64. Проблема кризиса культуры и ее осмысление в экзистенциализме, фрейдизме и неофрейдизме. 65. Особенности искусства ХХ века. Модернизм, и постмодернизм. 66. Особенности культуры информационного общества. 67. Глобализация как социокультурный феномен. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Садохин А.П. | Мировая художественная культура: учеб. для вузов | М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
Л1.2 | Гнедич П.П. | История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура : | М.:ЭКСМО, 2010 | |
Л1.3 | Т. В. Ильина | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник | // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тайлор Э. | Первобытная культура.: | М., 1989 | |
Л2.2 | Ротенберг Е. И. | Западноевропейское искусство XVII века. : | М. : Искусство, 1971 | |
Л2.3 | Маркова А. Н. | Культурология: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008 | |
Л2.4 | Прус И. Е. | Западноевропейское искусство XVII века. : | М: Искусство, 1974 | |
Л2.5 | Лазарев В. И. | Византийское и древнерусское искусство.: | М., 1978 | |
Л2.6 | Бенуа А.Н. | Русское искусство XVIII-XIX веков: монография | М.: Яуза; Эксмо, 2004 | |
Л2.7 | М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц | Русское искусство X – начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика.: альбом | Искусство, 1989 | |
Л2.8 | Поспелов Г.Г. | Русское искусство ХIХ века: Вопросы понимания времени: | М. : Искусство, 1997 | |
Л2.9 | под ред. Нессельштраус Ц.Г. | История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. : учебник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина | М.: ЗАО "Сварог и К", 1982 | |
Л2.10 | Герман М. | Импрессионизм. Основоположники и последователи: | СПб.: Азбука-классика, 2008 | |
Л2.11 | Власов В.Г., Лукина Н.Ю. | Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: терминологический словарь | СПб.: Азбука-классика, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана. | |||
Э2 | 2. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ravnovesie.com/files/rv/17061746644.htm - Загл. с экрана. | |||
Э3 | 3. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.artprojekt.ru/Menu.html – Загл. с экрана. | |||
Э4 | 4. Мировая художественная культура. Россия. [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html - Загл. с экрана. | |||
Э5 | 5. Ratanews [Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана. | |||
Э6 | 6. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана. | |||
Э7 | 7. Туризм: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office ; Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса. • Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе. • Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения. • Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности. • Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Мировая культура и искусство» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Мировая культура и искусство» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мировая культура и искусство» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям В курсе «Мировая культура и искусство» семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления |