МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Виды и тенденции развития туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Виды и тенденции развития туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 ТУРИЗМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №837)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является:
Формирование углубленных знаний об основных видах международного и российского туризма, способности выявлять основные тенденции их развития и внедрять их в современную практику ведения туристского бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью применять методы анализа, поиска, моделирования и принятия конструктивных решений в деятельности предприятий туристской индустрии
ПК-13 готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций, публичных выступлений и обсуждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы формирования мирового рынка туризма. Международные туристские связи. Концепция и классы туристкой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.показать особенности организации систем национального туризма в различных странах мира, выявить особенности функционирования систем составляющих основу формирования национального туристского продукта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа технологий организации международного туризма, навыками разработки программ по различным видам туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Современное состояние, структура и тенденции развития мирового туристского рынка.
1.1. Географические, социальные и экономические предпосылки развития различных видов туризма Лекции 1 4 Л2.5, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Проблемы классификации видов и разновидностей туризма Лекции 1 2 Л2.5, Л1.2
1.3. Технологии исследования тенденций развития туризма Практические 1 2 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Увеличение мобильности населения и развитие транспортаКонцентрация и транснационализация в туриндустрииСегментация туристов и специфика организации путешествий Практические 1 2 Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Мотивациии цели туристов-участников событийных туров. Практические 1 2 Л2.5, Л1.2
1.6. Ресурсы дестинации как фактор развития отдельных видов туризма (природные, культурно-исторические ресурсы, инфраструктура туризма дестинации).Изменения предпочтений современного общества в мире путешествий.Экономические факторы, влияющие на развитие отдельных видов туризма.Связь «общества досуга» и индустрии туризма. Государственная политика в развитии приоритетных видов туризма (сравнительный подход). Сам. работа 1 21 Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Тема 2. Современные виды туризма и перспективы их развития в туристских регионах мира
2.1. Современные виды туризма и перспективы их развития в туристских регионах мира Лекции 1 4 Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Деловой туризм в мире и России: основные тенденции развития Практические 1 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Религиозный (паломнический) туризм: сущность, разновидности, особенности Практические 1 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Виды туризма по способу передвижения автомобильный, железнодорожный, круизный Практические 1 2 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Лечебно-оздоровительный туризм Практические 1 2 Л2.3, Л1.2
2.6. Природно-ориентированный туризм Практические 1 2 Л2.4, Л1.2
2.7. Тематические парки в сфере туристской индустрии Практические 1 2 Л2.1, Л1.2
2.8. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в последнее десятилетие. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Государственные программы развитяи туризма в регионах. Сам. работа 1 32 Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету:
1. Поступательный рост туристских прибытий в мире.
2. Сохранение географии туристских потоков и тенденции развития дестинаций
3. Увеличение мобильности населения и развитие транспорта
4. Концентрация и транснационализация в туриндустрии
5. Сегментация туристов и специфика организации путешествий
6. Изменения мотивации туристов и диверсификация видов туризма.
7. Нестабильность природных, экономических и геополитических процессов.
8. Развитие информационных технологий в туризме
9. Экологические проблемы международного туризма.
10. Социально-экономические проблемы международного туризма.
11. Россия в структуре мирового туристского рынка.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Объекты всемирного наследия Мексики;
2. Объекты всемирного наследия Перу;
3. Национальные парки Аргентины;
4. Особо охраняемые природные территории Бразилии;
5. Столицы стран Южной Америки как туристские центры;
6. Коста-Рика – территория экологического туризма;
7. История, проблемы и перспективы развития международного туризма на Кубе;
8. Доколумбовы цивилизации Латинской Америки;
9. Туризм в Чили;
10. Галапагосские острова – центр экотуризма;
11. Пляжный туризм в Карибском бассейне;
12. Морские круизы в Карибском бассейне;
13. Событийный туризм в Латинской Америке;
14. Лимитирующие факторы развития туризма в Латинской Америке.
15. Объекты всемирного наследия Марокко;
16. Объекты всемирного наследия Эфиопии;
17. .Национальные парки ЮАР;
18. Национальные парки Кении и Танзании;
19. Национальные парки Уганды;
20. Активные и приключенческие маршруты в Египте;
21. Пляжный туризм, талассотерапия и экскурсии в Тунисе;
22. Пляжный отдых и экскурсии в Египте;
23. Особо охраняемые природные территории Демократической Республики Конго;
24. Особо охраняемые природные территории Республики Зимбабве;
25. Объекты всемирного наследия Мали
26. Перспективы развития Российско-Монгольских отношений в сфере туризма.
27. Социально-экономические и экологические проблемы туризма в Гималайском макрорайоне;
28. История и перспективы развития туризма во Вьетнаме;
29. Особенности развития горно-лыжного и пляжного туризма в Турции;
30. ОАЭ пример динамично развивающейся туристкой дестинации;
31. Объекты мирового наследия в Китае;
32. Экологический туризм в Непале;
33. История и перспективы развития коммерческого альпинизма в Гималаях, Тянь-Шане, Кунь-Луне, Памиро-Алае;
34. Развитие туризма в Тибете;
35. Особенности организации и инфраструктуры туризма в Сингапуре;
36. Международный туризм в странах Средней Азии: предпосылки, проблемы, перспективы
37. Международный туризм в странах Закавказья: предпосылки, проблемы, перспективы
38. Паломнический туризм в Азии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов КноРус, 2010 г.
Л1.2 НазаркинаВ.А., Владыкина Ю.О., Воротникова Е.Ю. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Косолапов, А. Б. Туристское страноведение: учеб-практ. пособие КноРус, 2008 г.
Л2.2 Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: практикум: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л2.3 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.4 Бондарович А.А. География туристских центров: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2005
Л2.5 Арефьев В.Е. Введение в туризм: учебное пособие для студентов географического факультета. Изд-во АГУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Российский Союз Туриндустрии - http://www.rostourunion.ru/
Э2 2. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э3 3. Федеральное агентство по туризму - http://www.russiatourism.ru/
Э4 4. Статистика туризма - http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Э5 5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма - http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
Э6 6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.http://ak.gks.ru/
Э7 7. Все о туризме: туристическая библиотека - http://tourlib.net/
Э8 8. Бухтерева, О.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме /О.С. Бухтерева. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 105 c. // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э9 9. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие/М.В. Виноградова, З.И. Панина. – М. : Дашков и Ко, 2010. – 448 c. // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э10 10. Егоренков Л. И. Введение в технологию туризма / Л. И. Егоренков - М: "Финансы и статистика", 2009.- 304 с.// ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э11 11. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина - М: "Финансы и статистика", 2008.- 362 с.// ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э12 12. Темный Ю.В. Экономика туризма / Ю.В. Темный - М: "Финансы и статистика", 2010.- 448 с.// ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э13 13. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 2008 – 2012. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э14 14. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 2008-2012. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э15 15. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 2008-2012. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э16 16. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) [Электронный ресурс]: Официальный сайт. 2011. - Режим доступа: http://www.unwto.org/statistics/index.htm – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Федеральное агентство по туризму. Код доступа: http://www.russiatourism.ru/
Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Основные направления совершенствования статистики международного туризма. Код доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Виды и тенденции развитяи туризма» призвана сформировать у студентов целостное представление о законах становления,развития и движения туристского рынка и формирования туристского продукта на основе международных стандартов.Задачи дисциплины заключаются в развитии знаний, умений и практических навыков, необходимых для организации и проведения проектов по обслуживанию туристов. Освоение программы предполагает прослушивание лекций преподавателя, подготовку к семинарским занятиям, изучение научной и учебно-методической литературы, разработку индивидуальных текстов экскурсий и их публичную защиту.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Они требуют научно-теоретического обобщения источников и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструкциями учебной дисциплины. Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных
или электронных носителях. Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, а затем составить план выступления, придерживаясь рекомендованной схемы: 1) время события, 2) историография вопроса, 3) теория вопроса, 4)причины события, 5) содержание события, 6) значение события. В докладе особое внимание следует уделять историографическим и теоретическим аспектам темы. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в
плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Важно, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый.
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре. Студент может предложить подумать над постановкой таких вопросов по теме семинара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников семинара на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации семинара. Также в арсенале студента должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями других студентов, самой логикой развития семинара. В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами. В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей,
другой исторической литературы, на словарь по данной теме.
В ходе изучения дисциплины предсумотрено выполнение самостоятельной работы по характеристике одного из выбранных студентами видов туризма по плану, приведенному в ФОС (см. Приложние)
На семинарских занятиях, лекциях, в ходе самостоятельной работы студенты должны уяснить современные теоретические представления о технологии туристской деятельности, рассмотреть конкретные проекты; проанализировать специфику культурного ландшафта изучаемых регионов; сформировать навыки ведения мировоззренческого диалога с представителями различных культур на основе уважения. По дисциплине «Виды и тенденции развитяи туризма» предусмотрен экзамен.