МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические трансформации в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна;Ст. преподаватель, Качусов Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
к.пол. н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Политические трансформации в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Политическаие трансформации в России» являются формирование у студентов целостного представления о трансформациях политической системы в России, их социально-экономических причинах и движущих силах,и об осмыслении их в политических теориях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание, природу социально-политических трансформаций;
особенности и специфику политических трансформаций в России;
особенности и основные характеристики политических трансформаций в России в разные периоды ХХ века;
связь трансформаций политических режимов, политических институтов с экономическими, культурными условиями.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с источниками и научной литературой и на их базе давать самостоятельную характеристику процесса политических трансформаций в России;
выявлять обусловленность политических трансформаций социальными, экономическими и культурными условиями конкретной страны;
обнаруживать связь между трансформационными процессами политического характера и тенденциями и закономерностями развития политической системы России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками поиска и выделения конкретно-исторических пенденций в процессе трансформаций политических систем;
действовать в условиях политических трансформаций в нестандартных ситуациях,
навыками выявления экономических, социальных и культурных предпосылок политических трансформаций и их связь с объективными тенденциями и закономерностями развития страны;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. От трансформаций к политическим трансформациям
1.1. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
1.2. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
1.3. Понятие трансформации в социальных науках. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.4. Понятие трансформации в социальных науках Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.5. Эволюция представлений о политичесских трансформациях. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.6. Эволюция представлений о политических трансформациях в Новое время Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.7. Современные представления о политических трансформациях Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Теоретическое осмысление политических трансформаций
2.1. Демократизация и проблемы консолидации демократиив работе С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XX века». Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.2. С. Хантьингтон о проблемах консолидации и демократии Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта в работе «Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества». Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2
2.4. Теория "бесшумной революции"Р.Инглхарта Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2
2.5. Институты и проблема их трансформаций в работе и Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.6. Д.Норт об институтах и проблеме их трансформации Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.7. Институты и проблема их трансформаций в работах Д. Асемоглу и Д. Робинсона «Экономические истоки диктатуры и демократии" Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3
2.8. Д.Асемоглу и Д.Робинсон о проблеме трансформации институтов Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3
Раздел 3. Политические трансформации в России ХХ века
3.1. Политическая система Российской империи на начало ХХ века Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Революция 1905 г. и "псевдоконституционная" монархия Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.3. 1917 г. и альтернативные пути развития Росиии Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.4. 1917 г. и альтернативные пути развития Росиии Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.5. Советское государство - становление и институционализация Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.6. Советское государство - становление и институционализация Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.7. Формирование тоталитарного режима в СССР Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.8. Холодная война и взаимодействие с социалистическим лагерем Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.9. Холодная война и взаимодействие с социалистическим лагерем Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.10. Политическая "Оттепель" Н.С. Хрущева Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.11. Политическая "Оттепель" Н.С. Хрущева Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.12. Партноменклатурный социализм периода Л.И. Брежнева Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.1
3.13. Партноменклатурный социализм периода Л.И. Брежнева Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.14. Стагнация советской политической системы Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.15. Перестройка и распад СССР Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.16. Оформление политической системы современной России. Поиск альтернатив развития. Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.17. Политическая структура Российской федерации в 1990-е гг. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.18. Выстраивание "Вертикали власти" после 2000 г. Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.19. Выстраивание "Вертикали власти" после 2000 г. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.20. Особенности и перспективы политических трансформаций в современной России Практические 5 2 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.1
3.21. Особенности и перспективы политических трансформаций в современной России Сам. работа 5 5 ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
Л1.2 Соловьев, А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии : учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.3 Зеленская, Т.В. История стран Западной Европы и Америки в новейшее время: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274113
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России : учеб. пособие М.: Проспект,, 2006
Л2.2 Паниотова, Т.С. Культурная история Запада в контексте модернизации: (XIX - начало XXI в.): монография М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256731
Л2.3 под ред. Л. В. Сморгунова, А. В. Волковой Публичные ценности и государственное управление : М. : Аспект Пресс, 2014
Л2.4 под ред. М.В. Каргаловой Социальная Европа в ХХI веке : М. : Весь Мир, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229902
Л2.5 Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах : М. : Мысль, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э4 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Фонд политических исследований www.indem.ru
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 Российская национальная библиотека nlr.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу "Политические трансформации в России" проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о подходах к пониманию социальных трансформаций вообще и специфике политических трансформаций, их обусловленности наступившей эпохой модерна в развитии общества, содержании трансформационных процессов, осмыслении их отдельными политическими мыслителями ХХ века.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Семинарские занятия по курсу «Политические трансформации и инноватика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется для рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса "Политические трансформации и инноватика", формирования навыков инновационного мышления и исследовательской работы, умения применять теоретические знания на практике, в том числе в управленческой деятельности, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Она предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к преподавателю, обеспечивающему лекционный курс или ведущему семинарские занятия в часы их консультаций.