МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гостиничный сервис

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Ст.преп, Зайцева О.О.;Ст.преп, Игнатенко М.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Гостиничный сервис

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Гостиничный сервис» является сформировать у будущих специалистов теоретические знания и практические навыки, позволяющие анализировать сервис в гостиничном предприятии, историю развития гостиничой сферы, виды гостиничных услуг деятельности, принципы классификации гостиничных предприятий
Задачи:
- изучение теоретических основ гостиничного сервиса
- изучение организационной структуры гостиничного предприятия
-анализ деятельности гостиничного предприятия в зависимости от ассортимента основных и дополнительных услуг

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен организовать процесс обслуживания потребителей на основе нормативно-правовых актов с учетом запросов потребителей применением клиентоориентированных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - исторические предпосылки развития сервиса, современные виды сервисной деятельности, принципы классификации услуг и характеристики, теорию организации обслуживания;
- методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности;
- системный подход в основе исследования сервисной деятельности, интегрированной с системаи экономика, государство, общество, культуры;
- основы рыночной экономики и менеджмента, специфику их применения в сфере сервиса;
- организационные основы и технологии реализации сервисной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1. - провести исследование сервиса как составная часть экономики, государства, общества, культуры;
- оценить взаимоотношения в сервисном взаимодействии как «контактной зоне» и улучшить технологии в обслуживании;
- обосновать технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура;
- провести анализ современного состояния сервисной деятельности в российской практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - терминологией и основными понятиями сервисной деятельности, подходами к классификации сервиса в основе научного анализа;
- методами исследования сервисной деятельности как составная часть экономики, государства, общества, культуры;
- подходом к исследованию взаимоотношений с потребителем в процессе сервисной деятельности и предложению разрешения конфликтных ситуаций;
- разработкой фактора диверсификации сервисной деятельности для устойчивого развития;
- методами сбора информации для оценки сервисной деятельности в российской практике, выявлению проблем и разработкой решений;
- умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы организации гостиничного сервиса
1.1. История развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом Лекции 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.2. История развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.3. Гостиничные предприятия как часть сферы услуг Лекции 7 4 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.4. Особенности сферы услуг. Гостиничные услуги: основные, дополнительные и сопутствующие. Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.6, Л1.2
1.5. Система классификации средств размещения в Российской Федерации Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.6. Требования к номерному фонду гостиниц разных категорий Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.7. Правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации Лекции 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.8. Нормативные правовые акты РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти в процессе организации и предоставления гостиничных услуг Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.9. Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг в сфере гостеприимства Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
1.10. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 7 30 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
Раздел 2. Организация и технология работы основных служб гостиницы
2.1. Организация работы основных служб в гостинице Лекции 7 4 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.2. Особенности организации деятельности службы приема и размещения в гостинице Практические 7 4 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.3. Особенности организации работы административно-хозяйственной службы в гостинице Практические 7 4 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.4. Квалификационные требования к персоналу гостиницы Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.5. Стандарты обслуживания гостей в процессе технологического цикла Лекции 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.6. Профессиональная этика и этикет в сфере гостиничного сервиса Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.7. Конфликты и способы их разрешения в гостиничном сервисе Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
2.8. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 7 30 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
Раздел 3. Организация и предоставление дополнительных услуг в гостинице
3.1. Организация и предоставление дополнительных гостиничных услуг Лекции 7 4 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.2. Организация бытового обслуживания и обслуживания транспортными услугами в гостинице Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.3. Предоставление услуг питания в гостинице Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.4. Организация оздоровительных услуг в гостинице Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.5. Бизнес центр, его необходимость и предназначение, спектр предоставляемых услуг в гостинице Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.6. Порядок окончательного расчета с проживающими за гостиничные услуги. Практические 7 2 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
3.7. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка к аттестации Сам. работа 7 39 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2
Раздел 4. Промежуточная аттестация
4.1. Экзамен Лекции 7 0 ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.6, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медлик С. , Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учебник ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436731
Л1.2 Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517896
Л1.3 Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: М.: Книжный мир, 2010
Л1.4 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л1.6 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА.: Учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.2 И. Ю. Ляпина Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 образовательная платформа Юрайт urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ;
Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:
1.Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)
2.Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)
3.Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).
4.Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).
5.Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.
6.Донскова, Л.И. Методология исследования сервиса: системный анализ»: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 г. – 220 с.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.