Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 22.06.2019 г. № №8
Заведующий кафедрой Жариков А.В. к.ф.-м.н. доцент
1.1. | Цель – дать знания, необходимые для проектирования и разработки архитектуры программного обеспечения. Данный курс призван выработать у студентов первоначальные навыки, необходимые для формирования структуры программной системы, грамотного проектирования взаимодействия её составных частей. Кроме того, цель данного курса - познакомить студентов с наиболее распространёнными в промышленном программировании подходами к разработке архитектуры программных систем. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи курса: - углубить понимание студентами основных понятий объектно-ориентированного программирования; - познакомить студентов с наиболее распространёнными архитектурными решениями (паттернами проектирования); - продемонстрировать эффективность паттернов проектирования для решения практических задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-22 | способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы моделирования программного обеспечения методы разработки архитектуры программного обеспечения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | моделировать программные системы разрабатывать архитектуру программных систем эффективно работать в качестве члена команды по разработке программного обеспечения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть интегрированной средой разработки программных Microsoft Visual Studio владеть способностью брать на себя ответственность за результаты работы по разработке программных средств |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы ООП. Основные понятия, признаки и качества удачных архитектурных решений | ||||||
1.1. | Основные понятия ООП: класс, объект, наследование, полиморфизм, инкапсуляция. Понятие сигнатуры метода, интерфейса класса | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Освоение языка высокого уровня (C#), повторение пройденного материала, повторение основных понятий ООП | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Освоение объектно-ориентированного языка программирования высокого уровня (C#). Создание элементарного объектно-ориентированного приложения. Анализ и создание объектной модели для предметов окружающего мира (с применением основ UML-моделирования) | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Порождающие паттерны проектирования | ||||||
2.1. | Порождающие паттерны. Краткая характеристика, типы. Паттерн Одиночка (Singleton). Паттерн Фабричный метод (Factory Method). Паттерн Абстрактная фабрика (Abstract Factory). | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Создание и доработка примера использования паттерна "Абстрактная фабрика" на примере игровых армий. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Паттерн Строитель (Builder). Паттерн Прототип (Prototype). Сходства, различия порождающих шаблонов. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Создание и доработка примера использования паттерна «Строитель» на примере сборщика компьютеров. Обсуждение результатов, сравнение реализаций шаблонов «Строитель» и «Абстрактная фабрика». | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Повторение пройденного материала, доработка систем, созданных на лабораторных занятиях | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Структурные паттерны проектирования | ||||||
3.1. | Структурные паттерны. Краткая характеристика. Типы. Паттерн Адаптер. Паттерн Фасад (Facade).Паттерн Мост (Bridge). | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основы UML. Диаграмма классов, диаграмма взаимодействий. Основные принципы проектирования. Понятие паттерна проектирования. Три класса паттернов | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Реализация паттерна "Мост" на примере различных графических платформ. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Паттерн «Декоратор»(Decorator). Паттерн «Приспособленец»(Flyweight). Паттерн «Заместитель»(Proxy) | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Реализация паттерна "Заместитель" на примере задач с отложенной инициализацией. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Повторение пройденного материала, доработка систем, созданных на лабораторных занятиях | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Паттерны поведения | ||||||
4.1. | Паттерны поведения. Краткая характеристика. Типы. Паттерн Цепочка обязанностей (Chain of Responsibility). Паттерн Команда (Command). Паттерн Итератор (Iterator). Паттерн Хранитель (Memento) (Iterator). | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Реализация паттерна «Команда» на примере меню графического редактора | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Паттерн Стратегия (Strategy). Паттерн Состояние (State). Паттерн Обозреватель (Observer). Паттерн Шаблонный метод (Template method) | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Реализация паттерна «Стратегия» | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Повторение пройденного материала, доработка систем, созданных на лабораторных занятиях | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Примеры подходов к проектированию программных систем | ||||||
5.1. | Трёхуровневая модель архитектуры. Паттерн MVC (модель, вид, представление) | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Анализ простейших систем и построение их архитектуры. Объектная декомпозиция, разделение объектов на слои, согласно трёхслойной модели | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Повторение пройденного материала, самостоятельный анализ простейшей архитектуры на примерах различных программных систем. | Сам. работа | 7 | 7 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Экзамен | 7 | 27 | ПК-22 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлен в отдельном файле |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Представлен в отдельном файле |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в отдельном файле |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рыбальченко М.В. | АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сергей Тепляков | Паттерны проектирования на платформе .NET: Паттерны проектирования на платформе .NET | СПб.: Питер, 2015 | sd.blackball.lv |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Среда разработки Мicrosoft visual studio С++ (версия не ниже 2008) Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/ 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru 5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции . - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. Для освоения курса необходимо выполнить все лабораторные работы. Каждая лабораторная защищается студентом. |