МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ИКТ и медиаинформационная грамотность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Резанова Екатерина Валерьевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
ИКТ и медиаинформационная грамотность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 04.07.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 04.07.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "ИКТ и медиаинформационная грамотность" является получение умений и навыков работы в интегрированной среде мультимедиа с информацией, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учетом психолого-педагогических основ использования средств ИКТ в учебном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими пакетами.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять возможности издательских систем, офисных и графических пакетов в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редактирования текстовых файлов и работы с электронными таблицами и программами, предназначенными для создания и обработки изображений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые процессоры
1.1. Основные офисные пакеты и их содержание. Функции текстовых процессоров Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Таблицы и табуляция. Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Таблицы и табуляция. Вставка формул. Сам. работа 2 16 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Электронные таблицы
2.1. Элементы управления в электронных таблицах. Основные функции электронных таблиц. Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы работы с электронными таблицами Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1
2.3. Основы работы с электронными таблицами Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-2 Л1.1
2.4. Построение различных типов графиков Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
2.5. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Сам. работа 2 14 УК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. Растровая и векторная графика
3.1. Растровая графика Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.2. Основы работы в растровом редакторе. Создание изображений Практические 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.3. Основы работы в растровом редакторе Сам. работа 2 6 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Основы работы в растровом редакторе. Обработка изображений Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Векторная графика Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.6. Основы работы в векторном редакторе Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.7. Основы работы в векторном редакторе Сам. работа 2 16 УК-1, ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и аттестации. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы, индивидуальные задания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Архивация файлов. Архиваторы.
2. Внешние запоминающие устройства.
3. Внутренние устройства системного блока.
4. Графический пользовательский интерфейс. Структура интерфейса пользователя.
5. Информатика в XIX и начале XX веков. Механические и электромеханические
устройства и машины.
6. Информационная безопасность.
7. История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
8. История компьютерных вирусов и систем противодействия им.
9. История первых проектов ЭВМ.
10. История развития средств вычислительной техники.
11. История суперкомпьютеров в России и за рубежом.
12. Классификация и характеристика информационных технологий.
13. Компьютерные коммуникации в экономике.
14. Концепция машины с хранимой программой Дж. Неймана (1946). Первые ЭВМ с
хранимой программой.
15. Криптография.
16. Методы компьютерной графики. Компьютерные игры.
17. Операционные системы: назначение, особенности построения, функции,
классификация.
18. ОС семейства Windows. Основные свойства и возможности.
19. Периферийные устройства персонального компьютера.
20. Поколения ЭВМ – история и периодизация.
21. Понятие, назначение и классификация программного обеспечения.
22. Программы защиты от компьютерных вирусов.
23. Системы поиска информации.
24. Средства и возможности электронной почты.
25. Становление кибернетики.
26. Топология локальных сетей и методы доступа. Аппаратное обеспечение локальных
сетей. Ограничения локальных сетей.
27. Компьютерное пиратство и систем защиты информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые и индивидуальные задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. В. И. Колесникова Информатика. Общий курс : учебник / 2008. -: основная литература М. : Дашков и К ; М. : Наука-Пресс,, 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несен А.В. Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ "ИКТ и медиаинформационная грамотность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических занятий: MS Office, Gimp, Inkscape, система дистанционного обучения Moodle.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для индивидуального выполнения или самостоятельного изучения.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов и заданий, предложенный в ФОС.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторном занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.