МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ГИС-технологии в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
ГИС-технологии в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ТУРИЗМ (квалификация (степень)"магистр")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 837

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование у студентов теоретических знания, представлений и практических навыков в использовании ГИС-инструментария для решения прикладных задач при создании и реализации схем территориального планирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма
ПК-13 готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций, публичных выступлений и обсуждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать принципы работы с системами ввода/вывода графической и текстовой информации геоинформационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- умение работать операционной системе Windows на уровне опытного пользователя;
- умение работать с картографическим материалом;
- умение выполнять регистрацию данных и дигитализацию, включая космические снимки;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь общие навыки работы в среде ГИС;
- иметь базовые представления о работе с программами MapInfo Pro, ArcGIS, AutoCad;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геоинформатика в системе наук.
1.1. Понятие ГИС и ГИС-технология. Геоинформационное картографирование, концепция ГК Лекции 2 10 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Геоматика и смежные дисциплины. Конвергенция геоинформатики и дистанционного зондирования. Практические 2 4 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Проект создания федерального картографического портала (ГосГисЦентр РФ). Понятия: «геоинформация» и «геоданные». Теория и методы современной геоинформатики. Практические 2 4 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Проект создания федерального картографического портала (ГосГисЦентр РФ) Сам. работа 2 10 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Прикладные вопросы использования геоинформации для целей тематического картографирования. Социально-экономическая информация в ГИС-проектах для бизнеса. Понятие инфраструктуры пространственных данных. Практические 2 4 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Геоинформационное обеспечение градостроительной деятельности. Практические 2 2 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Геоинформационное обеспечение градостроительной деятельности. Сам. работа 2 20 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Опыт создания и реализации ИПД в проектах регионального развития. Практические 2 2 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Опыт создания и реализации ИПД в проектах регионального развития. Сам. работа 2 23 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Муниципальные ГИС. Особенности применения ГИС-технологий в схемах ИСОГД. Практические 2 2 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Экзамен 2 27 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Практическое занятие № 1. Тема: «ГИС как основной инструмент интеграции геопространственных данных в туристских исследованиях»
Задание:
Провести сбор и последующую интеграцию данных по теме своего диссертационного исследования

Практическое занятие № 2. Тема: «Геинформационный анализ и моделирование в туристских исследованиях»
Задание:
Выполнить пространственный анализ и моделирование данных в рамках своего диссертационного исследования

Практическое занятие № 3. Тема: «Проектирование и реализация геоинформационных систем в туристских исследованиях»
Задание:
Спроектировать и создать проблемно-ориентированную геоинформационную систему, направленную на решение геоэкологических задач в рамках своего диссертационного исследования.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Особенности создания баз данных в географических науках.
2. Проблема оптимизации представления пространственных данных в среде ГИС.
3. Моделирование географических систем.
4. Модели структуры, взаимосвязей и динамики географических явлений.
5. Сложные математико-картографические модели.
6. Современные методы визуализации пространственных данных.
7. Серии компьютерных карт - как модели геосистем.
8. Атласные информационные системы.
9. Возможности применения анаморфоз в географических исследова¬ниях.
10. Опыт и перспективы создания мультимедийных географических систем.
11. Глобальные системы позиционирования.
12. Перспективы «интеллектуализации» ГИС.
13. Возможности анимации изображений в географии.
14. Интеграция сетевых и ГИС технологий.
15. Структура систем поддержки принятия решений.
16. Виртуально-реальностные изображения.
17. Перспективы геоинформатики: расширение возможностей, новые технологии, области применения.
18. Международные ГИС-проекты.
19. Оформление карт в ArcGIS в соответствие с ГОСТами.
21. Обработка растра ArcGIS.
23. Картографические сервисы Интернет.
24. Картографические ресурсы Интернет.
25. Картографические базы данных.
26. Геопорталы.
27. Редактирование графики в ArcGIS.
28. Векторные топологические модели.
29. Топология в ГИС.
30. Понятия теории фракталов и ее использование в картографической генерализации.
31. Предпосылки возникновения теории фракталов.
32. Фракталы и теория хаоса.
33. Фрактальный анализ и его применение к исследованию временных рядов.
34. Фрактальная теория пространственно-временных размерностей.
35. Построение фракталов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
Л1.2 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 под ред. В.С. Тикунова Геоинформатика. Кн. 1: М.: Изд. Центр «Академия», 2008
Л1.4 под ред. В.С. Тикунова Геоинформатика: Кн.2: М.: Изд. Центр «Академия», 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Word, Power Point; базы данных, информационно-
справочные и поисковые системы Интернет.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.