МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-1234-2018
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Информатика» являются изучение теоретических основ информатики и подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютеров, сетевого и телекоммуникационного оборудования, прикладных программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ОК-12 способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия информатики;
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с программным продуктами ПО
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- умение работать с программными продуктами ПО;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1. Информация и ее свойства Лекции 1 2 ОК-10 Л1.2, Л1.1
1.2. Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение Лекции 1 2 ОК-10 Л1.1
1.3. Основы алгоритмизации Сам. работа 1 18 Л2.1
1.4. Применение стандартных пакетов ПО в профессиональной деятельности Лабораторные 1 4 ОК-12
1.5. Виды информации.Измерение информации Сам. работа 1 18 Л2.1, Л2.2
1.6. Представление информации в числовом виде.Арифметические основы компьютера Сам. работа 1 8 Л2.1, Л2.2
1.7. Логические основы компьютера. Логические схемы в архитектуре ЭВМ Сам. работа 1 18 Л2.1, Л2.2
1.8. Моделирование информационных процессов Сам. работа 1 16
1.9. Компьютерные вирусы Сам. работа 1 12
1.10. Антивирусные средства Сам. работа 1 11 Л2.1
1.11. Компьютерная графика Сам. работа 1 12 Л2.1
Раздел 2. Основы компьютерных сетей
2.1. Виды компьютерных сетей Лекции 1 2 ОК-10, ОК-12, ОПК-1 Л1.1
2.2. Сервисы сети Интернет Лекции 1 2 ОК-10 Л1.1
2.3. Сервисы сети Интернет Лабораторные 1 4 ОК-10, ОК-12, ОПК-1, ПК-15 Л1.1
2.4. Архитектура компьютерных сетей Сам. работа 1 16 Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.5. Топология компьютерных сетей Сам. работа 1 14 Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.6. Сервисы сети Интернет Сам. работа 1 48 ПК-15 Л2.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основы работы с операционной и файловой системами.
2. Различные подходы к измерению информации.
3. Основы работы с программами офисного пакета.
4. Обработка и анализ данных.
5. Представление и визуализация данных.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Построение и использование компьютерных моделей.
2. Информация в жизни общества.
3. Суперкомпьютеры и их применение.
4. WWW. История создания и современность.
5. Проблемы создания искусственного интеллекта.
6. Сеть Интернет и киберпреступность.
7. Системы электронных платежей, цифровые деньги.
8. Компьютерные игры в обучении.
9. Компьютерные игры в воспитании.
10. Принципы представления данных и команд в компьютере.
11. Информация в общении людей.
12. Валеологические аспекты информатики.
13. Использование Интернет в маркетинге.
14. Языки программирования: классификация и история развития.
15. Защита информации на ПК. Классификация программного обеспечения.
16. Имитационное моделирование. Основные понятия.
17. Корпоративные информационные сети.
18. Спам. История возникновения, методы борьбы.
19. Роль социальных сетей в жизни общества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина Теоретические основы информатики : учеб. пособие - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Под редакцией Трофимова В.В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата: Учебник М.: ЮРАЙТ // ЭБС , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер Информатика: учеб. пособие для пед. вузов М.: Академия, 2009
Л2.2 под ред. С.В. Симоновича Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер Практикум по информатике: [учеб. пособие для вузов] М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения лабораторных занятий. Пакет Microsoft Office. Подключение рабочих компьютеров к сети Интернет.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета
http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.