МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная керамика в дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к. иск., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная керамика в дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать методику проектирования серийных, малосерийных и единичных произведений художественной керамики, методику расчетов эргономических параметров, конструирования бытовых керамических изделий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь творчески комплексно решать задачи по проектированию художественных изделий из керамики массового, индивидуального и уникального характера. Создавая единый художественный ансамбль, выполнять эскизы на бумаге в графике и в цвете (проектная графика), определять эргономические и конструктивные параметры проектируемых изделий, проводить необходимые расчеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы над образцом изделия для серийного и массового производства, навыками профессиональной проектной графики с использованием различных средств и техник.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами
1.1. Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. Лекции 6 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Ручная лепка изделий. Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом Сам. работа 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины), Лекции 6 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Повторение способа формовки изделия путем выбивания Сам. работа 6 6 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму Сам. работа 6 6 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы Лекции 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Скульптура малых форм
2.1. Разработка эскизов дымковской и филлимоновской игрушки. Разработка форм свистульки Сам. работа 6 8 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка эскизов каргополькой игрушки Сам. работа 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий.
3.1. Глазурование изделий Лекции 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Просмотр видео о видах обжига Сам. работа 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа на гончарном круге
4.1. Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. Лекции 6 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 6 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге. Способы изготовления ручек. Изготовление крышек. Лекции 6 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Изготовление плоских изделий - блюдец и тарелок. Практические 6 18 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы.
5.1. Изготовление изделий способом литья жидкой глины в гипсовую форму. Лекции 6 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу. Сам. работа 6 5 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие керамики. История развития технологии керамики. Классификация керамических материалов.
2. Классификация керамических материалов.
3. Строение керамики. Кристаллическая, стекловидная и газовая фазы. Структура и текстура керамического черепка.
4. Физико-химические и механические свойства керамических материалов.
5. Термические свойства керамических материалов.
6. Основы процесса сушки материалов и изделий. Методы и режимы сушки.
7. Глазури и ангобы. Назначение и классификация. Технология их приготовления и нанесе¬ния.
8. Пигменты и керамические краски. Способы декорирования керамических изделий.
9. Обжиг и спекание керамических материалов. Процессы, протекающие при обжиге изде¬лий.
10. Основные критерии процесса обжига. Выбор рационального режима обжига.
11. Традиционные образы народной игрушки.
12. Базовые технологии в области керамики.
13. Принципы работы на гончарном круге
14. Шликерное литье в гипсовые формы.
15. Применение разных фактур и их сочетание на глиняном пласте.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахов А. М., Салахова Р. А. Керамика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко А. В. , Ткаченко Л. А. Художественная керамика: практикум: практикум Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры//ЭБС, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э2 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э3 http://www.coolreferat.com/
Э4 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э5 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.