МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы архитектурных знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
док. иск. , декан, Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы архитектурных знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - изучение основ архитектуры на примере развития и эволюции архитектуры в Древнем Египте, Древней Греции, в Средневековой Европе, в эпоху Возрождения.
Задачи:
-Изучение художественных методов, стилей, национальных особенностей перечисленных эпох;
-Изучение архитектуры как части культуры народа, его традиций и мировозрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об основных проблемах архитектуры; художественных основах пространства; об архитектурных стилях (от Древнего Египта до эпохи Возрождения)
Знать: понятие архитектурного стиля; основные принципы архитектуры; её художественно-композиционные средства; круг проблем архитектуры; периодизацию истории архитектуры и градостроительства контексте развития мировой культуры; произведения архитектуры, мастеров их создавших; основные творческие методы и художественные направления.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь проводить сравнительный анализ архитектуры и других видов искусства; зсравнивать архитектурные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; анализировать эволюцию предметного мира в социально-историческом контексте;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть терминологией архитектуры, иметь навыки определения технических и стилистических элементов архитектуры.
Владеть навыками восприятия и анализа архитектурных произведений; навыками выявления художественных характеристик стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров; методами ведения дискуссий, публичного выступления, письменного изложения собственной точки зрения на актуальные профессиональные и социально значимые темы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы архитектуры, её художественно - композиционные средства
1.1. Виды и жанры пространственных искусств. Понятие стиля. Классификация искусств по измерениям Лекции 5 4 ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.2. Составление конспекта "Общие" и "частные" формы архитектуры, органичная связь между архитектурными формами Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1
1.3. Сравнение архитектуры с другими искусствами. Круг проблем архитектуры Лекции 5 2 ПК-13 Л1.1
1.4. Составление конспекта "Язык архитектуры, её обстрактно - символичный характер, духовный и эмоциональный смысл" Сам. работа 5 7 ПК-13 Л1.1
1.5. Архитектура первобытного общества Лекции 5 2 ПК-13 Л1.1
1.6. Работа с материалом "Мегалитические сооружения" Сам. работа 5 4 ПК-13 Л1.1
1.7. Концепция пространства в архитектуре Практические 5 4 ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.8. Работа с материалом "Пространство и масса - стержень архитектурной композиции" Сам. работа 5 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Архитектура Древнего Египта
2.1. Проблемы культового каменного зодчества и причины его возникновения Лекции 5 2 ПК-13 Л1.1
2.2. Составление конспекта "Пирамиды классического стиля" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.3. Древнеегипетский храм как модель космоса Практические 5 4 ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка ессе "Общие черты в планировке композиции ансамбля и составляющих его частей" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Архитектура Древней Греции
3.1. Принципиальные основы художественного стиля архитектуры Древней Греции, выраженные в абстрактном и математическом искусстве Лекции 5 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.2. Составление конспекта "Храм как воплощение духовного единства полиса" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности ордерной системы. Составные элементы дорийского, ионийского и коринфского ордеров Практические 5 4 ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.4. Составление конспекта "Свойства греческой архитектуры, греческая художественная концепция" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Средневековое искусство Западной Европы
4.1. Мировоззрение средневекового человека и архитектура Лекции 5 2 ПК-13 Л2.1
4.2. Составление конспекта "Основные объекты строительства в период романтики - замки и монастыри. Особенности построения и условия их возникновения" Сам. работа 5 5 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Образный строй и архитектурно-художественнная композиция готических соборов Практические 5 6 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Подготовка эссе "Образное единство готического собора как единство творческого метода" Сам. работа 5 6 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Архитектура эпохи Возрождения
5.1. Основные черты итальянской архитектуры Раннего Возрождения Лекции 5 4 ПК-13 Л1.2, Л1.1
5.2. Составление конспекта "Творчество Ф. Брунеллески, А. Браманте, Б. Микеланджело" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложене

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История искусства [Электронный ресурс]: электронное средство учебного назначения: 2 CD for Windows. - М.: Кирилл и Мефодий; М.: Дрофа; М.: Нью Медиа Дженерейшн
Э2 Учимся понимать архитектуру [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Школа развития личности Кирилла и Мефодия)
Э3 http://www.arhitekto.ru/
Э4 http://architectoram.com/istoriya-arxitektury
Э5 http://pages.marsu.ru/architectura/
Э6 http://florencia.narod.ru/arhitektor.htm
Э7 http://orenarch.narod.ru/styles.html
Э8 http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/archstyle/archstyl.htm
Э9 http://www.pseudology.org/Architecture/Styles_periods.htm
Э10 http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Um/archit/archit.htm
Э11 http://www.protoart.ru/ru/main/encyclopaedia/architecture_style/
Э12 http://www.unitec-ing.ru/help/styles.shtml
Э13 http://archi.ru/terms/index.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.